Vister1. Давайте примем, что потеря 25-ти % резерва по тяге фатальна. В системе из 4-х двигателей это один двигатель. В системе из 16-ти двигателей - 4 двигателя.
Всё верно?
2. Допустим, что надёжность не зависит от тяги двигателя. Это спорный момент, обычно довести более мощный агрегат сложнее, но для упрощения - допустим.
Согласны?
3. Вероятность выхода из строя одного из 4-х двигателей (мелких, из второго варианта) выше вероятности выхода из строя одного крупного двигателя.
Не вижу, с чем здесь спорить.
4. Однако, выход из строя одного двигателя в первом варианте ведёт к срыву задачи, во втором - нет.
Всё логично?
5. А вот вероятность выхода из строя всех 4-х двигателей на порядок ниже.
Согласен с тем, что в итоге старт может выглядеть по-другому. Может слегка, может - с нуля. Этого никто не знает, даже сам Маск. Нынешний стол - такой же прототип, как и то, что с него запускают. По сути - экспериментальные стенды. Летающие или нет, всё равно стенды. Расходный материал, который может в любом тесте подвергнуться "быстрой несанкционированной разборке". RUD - rapid unauthorized disassembly. Сначала это была попытка Маска отшутиться после первых аварий, потом это стало мэмом, сейчас - практически официальный термин.VIST57Да не просто замена и реконструкция, а проектирование нового, правильного. С нуля.
А к чему тогда был этот пассаж про среднее образование? У меня есть красный диплом техникума. Только ни в школе, ни в техникуме ничего, даже близкого к курсу "Теория надёжности систем" не было. Да и не во всех ВУЗах он был и есть. И В Вашем не было. Я проверил. Могу ошибаться, конечно, тогда извиняюсь. Но максимум, это пару лекций Вы прослушали. Не думаю, что прогуляли, именно - прослушали. Не более того. Я тоже прослушал. Но в служебной деятельности пришлось этим заниматься. Так бывает: не хочешь, но надо. Поэтому балабольство на эту тему вычисляю "на раз". Ничто так этому не способствует, вынужденная необходимость вникать в то, что тебя не привлекает.VIST57Ну так это то самое «отсутствие присутствия». Хотя фиг с ним, со средним образованием.
Можно же было и без образования догадаться.
Это, как суслики в ДМБ: никто не считает, но она есть.VIST57Полностью предмет «надежность» называется «надежность систем». Поэтому никаких надежностей простых деталей типа болтов никто не считает.
Нет. Аналитическими методами считается прочность. Расчёт надёжности базируется обязательно на теории вероятности. Да и сопромат здесь ни причём. ДММ, у Вас должен был быть такой курс, хотя бы сокращённый.VIST57Все, что касается простых деталей, можно посчитать аналитическими методами, без привлечения вероятностей. Для этого есть другой предмет. Сопромат называется.
Т.е. Вы просто расписались, что в этом деле "ни гу-гу"? Это и так было заметно, но подпись важна.VIST57А «вляповатся в вероятности» приходится тогда, когда это не простая деталь, а сложная система, зависящая о многих параметров, причем параметры зачастую зависят друг от друга, и как правило функции зависимости этих параметров неизвестны. Поэтому в такой ситуации аналитические методы бессильны.
Да путей повышения надёжности - десятки. Но и здесь, резервирование по разным параметрам - один из основных. Кстати, это перекликается с другим, не мене действенным способом - снижением эксплуатационных нагрузок на элемент системы.VIST57Можно же догадаться почему старые ЭВМ собранные на тысячах транзисторах большее время ремонтировались, чем работали, а какой-нибудь планшет, в котором, если глубоко копнуть, тоже транзисторы и не просто транзисторы, а полевые транзисторы, да и количества там не тысячи, а миллионы. Так вот этот планшет, в отличии от старых ЭВМ, пашет и горя не знает. Как же так? Транзисторов больше на несколько порядков, а надежность стала выше в десятки раз.
Вистер! Как же так? Если догадаешься, то и с пониманием надежности все сложится.
VisterДа, диагноз "так себе"... У меня есть глаза, есть фотки из сети, есть мой собственный опыт повторного использования повреждённых испытательских объектов. Мне пофиг "мнения" обывателей. "Что вижу, о том и пою":
А космическому аппарату крайне желательно дотянуться до ближайшей орбиты. И, по большому счёту, ему плевать, что там произошло с первой ступенью.SergVAРакета и пассажирский самолёт это сравнение теплого с мягким. Для самолёта в аварийной ситуации нужно попытаться дотянуть до ближайшего аэродрома.
Нет. Резервирование предполагает продолжение выполнения задачи. А средства аварийного спасения - более-менее безопасное её прекращение.SergVAПолучается что именно САС и является тем самым резервом, а всё остальное от лукавого.
Ох ты бедненький... Сутки ждал...Извините. А ничего, что я ещё четверым отвечаю?FantomaxПочти сутки понадобились чтобы сочинить хоть что-нибудь более менее обидное.
VisterА космическому аппарату крайне желательно дотянуться до ближайшей орбиты. И, по большому счёту, ему плевать, что там произошло с первой ступенью.SergVAРакета и пассажирский самолёт это сравнение теплого с мягким. Для самолёта в аварийной ситуации нужно попытаться дотянуть до ближайшего аэродрома.
Нет. Резервирование предполагает продолжение выполнения задачи. А средства аварийного спасения - более-менее безопасное её прекращение.SergVAПолучается что именно САС и является тем самым резервом, а всё остальное от лукавого.
С чего такой вывод? Просто кажется?VIST57В данном случае попытка получить нужную тягу негодными средствами.
Могут, но не должны "экономить". Есть понятие холодного резерва и горячего. Это в самом начале курса, который Вы забыли. Почему в ракетостроении принято горячее? Дык, не успеть можно запуститься холодному.VIST57Если бы было резервирование, то резервные двигатели должны быть выключены, должны экономить "моторесурс" и ждать своего часа. И при хорошем стечении обстоятельств никогда его не дождаться.
Все включаются при нормальном развитии событий. Потом - дросселируются. Выше я уже отмечал, что снижение нагрузки повышает надёжность. Так ещё и ресурс увеличивает. Самое то, для многоразовости.VIST57Кстати, при резервировании, а тем более если двигатели не включаются сразу при старте, глупо говорить о многоразовости.
Какая многоразовость, если оно с первого раза не работает на все 100%.
Это ситуация характерная, для любого носителя. Любая ракета - потенциальная бомба, даже если, пока, всё работает штатно. Кто боится - таких не берут в космонавты. А нештатно работать ничего не должно. При малейшем сбое движки отключаются.SergVAАга, внизу под жопой нештатно работает потенциальная бомба, но задание надо выполнить любой ценой?
Что значит "неустойчивая орбита"? "Старшип" имеет 6 собственных двигателей. По ситуации, он может выбрать орбиту или заход на посадку. Естественно, это всё в будущем. Нинешние прототипы... просто прототипы.SergVAПопытаться вылезти хотя бы на неустойчивую орбиту на оставшихся движках а там хоть трава не расти?
Как оно будет в итоге, не знает никто. Но САС, в том виде, как Вы её представляете, не будет. "Я так думаю"© .SergVAДа, а САС на мандуле есть или как на шаттлах, фрагментами своим ходом?
VisterУ меня есть красный диплом техникума.
VisterВ этом тесте отделение должно было проводиться за счёт центробежной силы при энергичном манёвре по тангажу.
SergVAVisterВ этом тесте отделение должно было проводиться за счёт центробежной силы при энергичном манёвре по тангажу.
Какая-то альтернативное конструкторское мЫшление... Как до такого вообще додуматься без регулярного применения сильнодействующих препаратов?
KrugomerЯпонская компания iSpace сообщила, что ее полет на Луну, скорее всего, закончился неудачей...
"Связь пропала, поэтому мы вынуждены предположить, что нам не удалось совершить посадку на поверхность Луны", - заявил исполнительный директор iSpace Такеши Хакамада, ...
Вы прекрасно знаете, куда делись. После создания SRB, место F1 окончательно застолбилось только в музеях. Твёрдотопливные ускорители мощнее, дешевле и надёжнее бустеров на ЖРД.prizrak22среди всего этого... лично у меня, только один вопрос, куда делись сверхнадежные супер пупер движки F1... ?
Такое говорили только друзья опровергатели. За "типа сарказмом" они часто пытаются прятать свои предвзятость и невежество.prizrak22в начале этой темы, друзья насафилы рассказывали, что там надежность 200% или даже больше.
И здесь передёргиваете. Тут доказывают, что надёжность повышает не само количество двигателей, а схема с резервированием. Кроме того, за счёт получаемого избытка максимальной тяговооруженности, появляется возможность снижения нагрузки на каждый двигатель, что также благоприятно сказывается на надёжности.prizrak22ан, нет, тут, что то поменялось. наверное это другое. тут доказывают что 30 двигателей надежнее одного.
VisterТут доказывают, что надёжность повышает не само количество двигателей, а схема с резервированием.
А ничего, что и вопрос такой не принимается? Он из того же ряда, что и классика типа: "Вы уже перестали жену поколачивать по утрам?".PerfТак система с 30 двигателями надёжней, чем с 4, или таки нет?
Вот такой ответ не принимается:
Теория надёжности с Вами не соглашается.v.tcepeshЕще раз: резервирование никак, само по себе, не влияет на надежность.
Чё-то Вы все термины в кучу свалили. И устойчивость, и живучесть предполагают наличие внешних воздействий. В нашем случае речь идёт о внутреннем свойстве системы.v.tcepeshНа устойчивость - да, путем увеличения живучести.
Везде и всегда. Другое дело, оправдано это или нет.v.tcepeshНо резервирование применимо не везде и не всегда.
В теории - не может. А пример из практики, опровергающий теорию, Вы, наверное, сейчас приведёте. Потому, что я таких не знаю. А интересно же...v.tcepeshБолее того, надежность систем с резервированием может быть ниже, чем без резервирования.
Да так же, как и у многодвигательного самолёта. Или у системы с гайкой и контргайкой. Избыточностью интересующего параметра. В нашем случае - тяги.v.tcepeshКстати, как вы вообще представляете себе резервирование тяговых РД?
VisterА ничего, что и вопрос такой не принимается? Он из того же ряда, что и классика типа: "Вы уже перестали жену поколачивать по утрам?".PerfТак система с 30 двигателями надёжней, чем с 4, или таки нет?
Вот такой ответ не принимается:
Я раз десять уже повторил, что значение имеет не просто увеличение числа элементов системы, а ещё и резервирование. Вы это игнорируете по неведению или сознательно?
VisterТеория надёжности с Вами не соглашается.
О каком?VisterЧё-то Вы все термины в кучу свалили. И устойчивость, и живучесть предполагают наличие внешних воздействий. В нашем случае речь идёт о внутреннем свойстве системы.
Полет мысли? Ну, немного почитайте о резервировании.VisterВезде и всегда. Другое дело, оправдано это или нет.
Вы дурак? Ну посмотрите, упомянутую вами же теорию надежности. Что там написано про усложнение системы?VisterВ теории - не может. А пример из практики, опровергающий теорию, Вы, наверное, сейчас приведёте. Потому, что я таких не знаю. А интересно же...
Я так и думал, что в технике вы ноль. Абсолютный. Ибо сравнивать можно только сравнимое.Вы, хоть, поинтересуйтесь, почему вообще появились многодвигательные самолеты, как они развивались, почему двухдвигательные системы предпочтительнее трех- и четырехдвигательных. И чем самолеты отличаются от ракет.VisterДа так же, как и у многодвигательного самолёта.
VisterУ Н1, например, при взлёте резерв по тяге прощал отключение двух двигателей.
VisterУ "Сатурна" по первой ступени резерв появлялся только на конечном участке её работы.
Vister"Суперхеви" смог взлететь при 3-х неработающих движках, продолжить полёт - при 6-ти. Благодаря резерву тяговооружённости.
Какое следствие? Где оно?PerfНепринимание вопроса означает полное отсутствие однозначного ответа. Ответ очень простой: "ДА" или "НЕТ".
Поскольку оппонент отстаивает очень неубедительную позицию, что 30 двигателей ниврот надёжней, чем 4, и не желает признавать своё поражение - делаю соответствующие выводы:
Свистабол вы, батенька! И лжец.
И никакой веры вам быть не может.
Всё, свободен - следствие по телу окончено.
Да, там много направлений. Но и резервирование - в том числе. Не верите? Откройте учебники. Например, Новосибирский государственный технический университет, В.Г. Атапин "Основы теорит надежности", 2017 г. Нет, можете и учебник МГТУ почитать, но там Вам будет сложнее. Можете и в ГОСТы заглянуть. Хотя бы в "Термины и определения". ГОСТ 27.002—89.v.tcepeshТеория надежности здесь вовсе не при чем. Поскольку она о другом
О надёжности. Или, если совсем точно, о такой её составляющей, как безотказность.v.tcepeshО каком?VisterЧё-то Вы все термины в кучу свалили. И устойчивость, и живучесть предполагают наличие внешних воздействий. В нашем случае речь идёт о внутреннем свойстве системы.
Я то читал и много. И Вам бы не помешало. Учебник Вы открывать не станете, это понятно. Поэтому, маленькая цитата, ещё и для самозваных "следователей". Из упомянутого учебника, гл. 4. "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ", параграф 4.3 "Расчет надежности резервированных систем", стр. 73:v.tcepeshПолет мысли? Ну, немного почитайте о резервировании.
Для повышения надежности сложных систем применяют резервирование. Резервирование позволяет уменьшить вероятность отказа на несколько порядков.
Т.е. необоснованное заявление идёт от Вас, я предлагаю подтвердить примером, Вы это сделать не в состоянии, а дурак - я? Ошибаетесь. Я и не такой дурак, чтобы ожидать от Вас примера. Я прекрасно понимал, что ответа не будет. Что, собственно, и требовалось доказать.v.tcepeshВы дурак? Ну посмотрите, упомянутую вами же теорию надежности. Что там написано про усложнение системы?VisterВ теории - не может. А пример из практики, опровергающий теорию, Вы, наверное, сейчас приведёте. Потому, что я таких не знаю. А интересно же...
Насчёт "ноля", мы ещё разберёмся, если Вы не сольётесь скоропостижно.v.tcepeshЯ так и думал, что в технике вы ноль. Абсолютный. Ибо сравнивать можно только сравнимое.Вы, хоть, поинтересуйтесь, почему вообще появились многодвигательные самолеты, как они развивались, почему двухдвигательные системы предпочтительнее трех- и четырехдвигательных. И чем самолеты отличаются от ракет.
Нет. Она показала недостаточную надёжность конструкции первой ступени, двигателей и, прежде всего, системы управления. Резервирование даже двух двигателей спасло стартовый комплекс в 3-х авариях из 4-х. Во втором запуске, с разрушением СК, претензии не к надёжности двигателей и схеме резервирования, а исключительно к системе управления.v.tcepeshН1 доказала свою великолепную надежность, взорвавшись на старте.
Точно-точно... По ГОСТу. А у Вас, походу, нет другого понимания резерва, кроме как заначки...v.tcepeshВы точно понимаете термин "резервирование"?VisterУ "Сатурна" по первой ступени резерв появлялся только на конечном участке её работы.
А при чём здесь резервирование? От "рванул" оно никак не защищает. Зато прекрасно сработало при остановках двигателей. А так, ситуация аналогична Н1 - подвела система управления. Кстати, на следующем прототипе В9 гидравлическая система управления вектором тяги заменена на электромеханическую. Задооолго до запуска В7...v.tcepeshИ куда улетел ваш "Суперхеви"? Ну, хоть при взлете не рванул... Хотя мог.