Вы находитесь на тестовой версии Севастопольского политического форума. Функционал ограничен. Для использования всех возможностей форума, перейдите по адресу www.sevpolitforum.ru

Опять позитивные новости из России...

прохожий 27514 12/10/2004 2656 Севастополь 26/04/2019 в 16:06
777Саша777
Clinic-Control
СТУДЕНТКА ИЗ АСТРАХАНИ ВЫВЕЛА БАКТЕРИИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПЛАСТИК

ох и довыводимся мы бактерий
скоро они сожрут пластик, потом железо и на десерт схарчат всех своих создателей

таки да... :) природа уже создала всё, что ей нужно, нефиг лезть в её дела... :)
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 26/04/2019 в 16:12
Clinic-Control
практически полностью растворившие в воде полимерный материал.

Хотел бы я посмотреть на химсостав этой воды, очистить воду от растворенных примесей гораздо сложнее чем от твердых, ну если после этого в ней могут жить организмы посложнее бактерий, то тогда плюс конечно, а то как в фильме получится :cry2:
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 26/04/2019 в 20:57





Нововоронежская АЭС-2: на энергоблоке №2 начались испытания турбоагрегата

23 Апреля, 2019

23 апреля 2019 года на Нововоронежской АЭС-2 (филиал Концерна «Росэнергоатом», входит в Электроэнергетический дивизион Росатома) выполнен пробный пуск турбины энергоблока №2.
Специалисты прокрутили турбину на холостом ходу, поэтапно увеличивая количество её оборотов до проектных значений.






«Испытания турбины на холостом ходу прошли успешно. Мы вышли на 3000 оборотов в минуту. Замечаний к работе оборудования нет. Данная технологическая операция произведена на мощности реактора 30%. Это та мощность, которая необходима для выработки пара, достаточного для первого «толчка» турбины», - отметил заместитель главного инженера Нововоронежской АЭС по строящимся блокам Владимир Казанский.

Пусковые операции на энергоблоке №2 начались 19 февраля 2019 года, когда в активную зону реактора была загружена первая тепловыделяющая сборка со свежим ядерным топливом.

2 марта 2019 года реакторная установка энергоблока была выведена на минимально контролируемый уровень мощности, дав старт проведению различных испытаний и измерений.

27 марта 2019 года программа физического пуска энергоблока №2 была выполнена в полном объеме.

11 апреля 2019 года на энергоблоке №2 начался этап энергетического пуска, во время которого будет проведено комплексное опробование блока при поэтапном освоении проектной мощности. Ввод энергоблока №2 в эксплуатацию планируется до конца 2019 года.


Для справки:

Инновационные энергоблоки поколения «3+» имеют улучшенные технико-экономические показатели, обеспечивающие абсолютную безопасность при эксплуатации. В них использованы самые передовые достижения и разработки.

Главной особенностью энергоблока с реактором ВВЭР-1200 является уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающих АЭС максимально устойчивой к внешним и внутренним воздействиям.
Характерная особенность пассивных систем – их способность работать в ситуации отсутствия энергоснабжения и без участия оператора.
На энергоблоке с реактором ВВЭР-1200 используются: «ловушка расплава» – устройство, служащее для локализации расплава активной зоны ядерного реактора; система пассивного отвода тепла через парогенераторы (СПОТ), призванная в условиях отсутствия всех источников электроснабжения обеспечивать длительный отвод в атмосферу тепла от активной зоны реактора и др.

https://www.rosatom.ru/journalist/news/ ... oagregata/
501 1740 30/05/2014 343 28/04/2019 в 18:15
Авиастроительная корпорация "Иркут" опубликовала видео испытаний российского самолёта МС-21-300. Лайнер совершил первый беспересадочный перелёт из Иркутска в Ульяновск. Самолет пилотировали - летчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко и летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев.
"Убийца Боингов" , "Величественный и мощный", - пишут в соцсетях.
Свое прозвище он получил потому, что его вместимость составляет до 211 пассажиров. Специалисты отмечают, что как только начнется его серийное производство (в 2021 году), то он заменит Airbus А320 и Boeing 737.
Череповец 3750 31/03/2014 89 29/04/2019 в 22:58
Лес Кот 125 11/04/2018 22 Пермь 29/04/2019 в 23:26
В России запущена в серийное производство система "Нейрочат" (Cоздаёт возможность сетевого общения людей, не имеющих возможности
говорить и двигаться). Это прорыв.
http://neurochat.pro/
Череповец 3750 31/03/2014 89 01/05/2019 в 00:40
litle 2890 24/03/2014 187 Санкт-Петербург 08/05/2019 в 22:35
Россия собралась полностью локализовать производство газовых турбин
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 09/05/2019 в 16:18





Второй энергоблок Нововоронежской АЭС-2 выдал первые мегаватты в единую энергосистему страны


1 мая 2019 года на Нововоронежской АЭС-2 (г. Нововоронеж Воронежской обл., филиал Концерна «Росэнергоатом», входит в Электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом») состоялся энергетический пуск энергоблока №2. Инновационный энергоблок поколения «3+» с реактором ВВЭР-1200 был синхронизирован с сетью и вышел на мощность 240 МВт.





Этому предшествовал толчок турбины, опробование ее работы на холостом ходу. Специалисты провели большой комплекс испытаний и проверок на различных этапах освоения мощности, а также тестирование и ревизию различного оборудования, – все мероприятия, необходимые для подтверждения надежности и безопасности энергоблока при его дальнейшей эксплуатации.

Энергоблок №2 Нововоронежской АЭС-2 стал третьим в серии энергоблоков подобного типа, построенных в России.

Первый аналогичный энергоблок - №1 Нововоронежской АЭС-2 - был пущен в 2016 году, на сегодняшний день его выработка составляет 18,3 млрд кВт.ч с момента ввода в промышленную эксплуатацию. Второй - пущен на Ленинградской АЭС-2 в 2017 году.

Первый заместитель генерального директора по операционному управлению Госкорпорации «Росатом», президент АО ИК «АСЭ», Александр Локшин отметил: «Сегодня второй блок Нововоронежской АЭС-2 был впервые включен в энергосистему нашей страны, и передал ей первые киловатт-часы произведенной им электроэнергии.
Это - значимое событие, которое стало возможным благодаря длительной и продуктивной работе большой команды, состоящей из тысяч специалистов и сотен организаций. До ввода блока в промышленную эксплуатацию предстоит выполнить еще существенный объем работ, но уже сегодня мы имеем право говорить об успехе проекта создания Нововоронежской АЭС-2, атомной станции поколения 3+, в целом».

Генеральный директор Концерна «Росэнергоатом» - первый вице-президент по сооружению АО ИК «АСЭ» Андрей Петров сказал: « Энергопуск второго энергоблока Нововоронежской АЭС-2 состоялся на 12 дней раньше установленного срока. После включения энергоблока в сеть начнётся программа опытно-промышленной эксплуатации, которая предусматривает поэтапное повышение мощности до номинального уровня – 100 %. В декабре 2019 года мы должны сдать энергоблок №2 Нововоронежской АЭС-2 в эксплуатацию».

Справка:

Инновационные энергоблоки поколения «3+» имеют улучшенные технико-экономические показатели, обеспечивающие абсолютную безопасность при эксплуатации. В них использованы самые передовые достижения и разработки.

Главной особенностью энергоблока с реактором ВВЭР-1200 является уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающих АЭС максимально устойчивой к внешним и внутренним воздействиям. Характерная особенность пассивных систем – их способность работать в ситуации отсутствия энергоснабжения и без участия оператора.

На энергоблоке с реактором ВВЭР-1200 используются: «ловушка расплава» – устройство, служащее для локализации расплава активной зоны ядерного реактора; система пассивного отвода тепла через парогенераторы (СПОТ), призванная в условиях отсутствия всех источников электроснабжения обеспечивать длительный отвод в атмосферу тепла от активной зоны реактора и др.

Энергоблоки поколения «3+» обладают также улучшенными экономическими характеристиками. Мощность реакторной установки выросла на 20%, количество обслуживающего персонала уменьшено на 30-40%, проектный срок службы основного оборудования увеличен в два раза и составляет 60 лет с возможностью продления еще на 20 лет.

В настоящее время Нововоронежская АЭС является крупнейшим производителем электрической энергии Воронежской области. Она обеспечивает около 90% потребности региона в электроэнергии и до 90% потребности города Нововоронежа в тепле, снабжает энергией свыше 20-ти крупных предприятий и 2,3 миллиона жителей Центрально-Черноземного региона.

Ввод энергоблока №2 Нововоронежской-2 в эксплуатацию повысит суммарную мощность НВ АЭС в 1,5 раза, даст импульс для развития экономики Воронежской области, увеличит валовый региональный продукт (ВРП) и пополнит бюджет региона более чем на 1 млрд рублей в качестве налога на имущество уже в 2020 году.

Генеральный проектировщик энергоблока №2 Нововоронежской АЭС-2- АО «Атомэнергопроект», генеральный подрядчик – АСЭ, инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом».


https://www.rosatom.ru/journalist/news/ ... mu-strany/
escarcha 5732 21/04/2014 644 09/05/2019 в 21:12
DeniSov 9166 18/11/2008 1648 СЕВАСТОПОЛЬ- изпонаехалисюдавсякие 09/05/2019 в 21:23
escarcha

Красота неописуемая...
Но есть и другие мнения. И, что не очень приятно, от аборигенов непонятливых.https://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=1&t=1278909&start=2800
egoMANIAC 12131 10/12/2008 1841 Севастополь, Россия >>> Минск, Белоруссия 09/05/2019 в 22:20
DeniSov
escarcha

Красота неописуемая...
Но есть и другие мнения. И, что не очень приятно, от аборигенов непонятливых.https://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=1&t=1278909&start=2800

ИМХО, на севинфо уже ссылаться- моветон.
escarcha 5732 21/04/2014 644 09/05/2019 в 22:59
egoMANIAC
ИМХО, на севинфо уже ссылаться- моветон.

та не - тут как бы ссылка не на событие, а на мнения.
DeniSov 9166 18/11/2008 1648 СЕВАСТОПОЛЬ- изпонаехалисюдавсякие 09/05/2019 в 23:15
egoMANIAC
ИМХО, на севинфо уже ссылаться- моветон.

Ссылаться на сотни мнений политически не ангажированных горожан - моветон?
Ню-ню....Левада-центр тогда для тебя - путеводная звезда.
Treasurer 4087 04/11/2015 955 09/05/2019 в 23:37
egoMANIAC
DeniSov
escarcha

Красота неописуемая...
Но есть и другие мнения. И, что не очень приятно, от аборигенов непонятливых.https://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=1&t=1278909&start=2800

ИМХО, на севинфо уже ссылаться- моветон.

Вот мнение оттуда :
когда ж на этом форуме прекратят жить из принципа "все х#ренова все пропало". вас что нибудь может вообще порадовать? или пока лично каждому в карман кусок от ФЦПшного пирога не всунут, жизнь не будет иметь красок?

А в целом - да. Просралипглимеры, жизнь не удалась, не того короля завезли, хоть своего и прогнали сами.
Мама , роди меня обратно , понаехи захватили город. :mrgreen:
DeniSov 9166 18/11/2008 1648 СЕВАСТОПОЛЬ- изпонаехалисюдавсякие 10/05/2019 в 00:08
Treasurer
А в целом - да. Просралипглимеры, жизнь не удалась, не того короля завезли, хоть своего и прогнали сами.
Мама , роди меня обратно , понаехи захватили город.

Выдернуть и исказить одну цитату это так по-европейски.
Умные люди прочитают всю тему и сделают свои выводы.
И от тебя ничего зависеть не будет. Тужся далее и сильнее.
DimiD 24859 04/03/2014 4227 Россия 10/05/2019 в 19:42
США заявили о сохранении Россией лидерства в области экспорта пшеницы

Россия в 2019-2020 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года) сохранит мировое лидерство по экспорту пшеницы:
поставки данной культуры из страны в новом сезоне могут составить 36 миллионов тонн, следует из майского обзора министерства сельского хозяйства США.
Экспорт пшеницы из Евросоюза в новом сельхозгоду может составить 27 миллионов тонн, из Соединенных Штатов - 23,5 миллиона.

Общий экспорт зерновых в 2017-2018 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года) составил 52,422 миллиона тонн,
включая 40,449 миллиона тонн пшеницы. Россия по итогам прошлого сельхозгода заняла первое место в мире по экспорту пшеницы,
обогнав как США, так и страны Евросоюза.

Минсельхоз РФ ожидает, что экспорт зерна из России в текущем сельхозгоду может составить 42 миллиона тонн, включая 37 миллионов тонн пшеницы.
Урожай зерна в России в 2018 году составил 113,255 миллиона тонн, включая 72,136 миллиона тонн пшеницы. Минсельхоз РФ ожидает, что урожай
зерна в России в 2018 году окажется на уровне 118 миллионов тонн.
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 11/05/2019 в 11:37





В Мурманске начата операция по докованию плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»

06 Мая, 2019

ПЭБ «Академик Ломоносов» будет поставлен в док для проведения осмотра и покраски подводной части. В следующий раз дно ПЭБа можно будет увидеть только через 10-12 лет, когда будут проводиться плановые ремонтно-профилактические работы.






Напомним, что плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» готов к началу эксплуатации. И в период летней навигации 2019 года ПЭБ планируется отбуксировать в порт Певека, где он в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) заменит выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Ожидается, что первые киловатты электроэнергии ПАТЭС выдаст в сеть в декабре 2019 года.


Для справки:

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности.
ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности.

Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф.

Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тыс. человек.

Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка. В настоящее время Росатом уже работает над вторым поколением ПАТЭС - оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.


https://www.rosatom.ru/journalist/news/ ... -lomonoso/
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 13/05/2019 в 20:11





Ленинградская АЭС: оборудование блочного и резервного пунктов управления энергоблока №2 ВВЭР-1200 готово к проливу

13 Мая, 2019

На блочном и резервном пунктах управления инновационного энергоблока №2 ВВЭР-1200 ЛАЭС завершились пусконаладочные работы на оборудовании автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), необходимом для пролива систем безопасности на открытый реактор.

Во время этой ключевой операции, запланированной на май 2019 года, специалисты проверят все элементы реакторной установки и проведут послемонтажную очистку соединяющих их трубопроводов.





«Комплексные испытания подтвердили, что технические средства, предназначенные для оперативно-диспетчерского управления энергоблоком, работоспособны. Они готовы к работе на этапе проходящих на блоке индивидуальных опробований оборудования и технологических систем и во время эксплуатации. Все будет работать надежно и эффективно, в том числе во время пролива», - отметил заместитель главного инженера ЛАЭС-2 по электротехническому оборудованию Александр Рудник.

Как пояснил начальник участка цеха тепловой автоматики и измерений ЛАЭС-2 Дмитрий Марыгин, во время пролива будет задействован блочный пункт управления: именно с его рабочих мест оперативный персонал атомной станции будет дистанционно управлять системами энергоблока. Туда же будет поступать вся необходимая информация от низовых датчиков о состоянии оборудования реакторной установки и обеспечивающих пролив систем.
В случае гипотетической нештатной ситуации может быть задействован резервный пункт управления.

Как рассказал Константин Зелевский, заместитель главного инженера филиала «Калининатомтехэнерго» - технический руководитель пуско-наладочных работ, АСУ ТП строящегося энергоблока вводится в эксплуатацию поэтапно. Основные ее подсистемы должны быть готовы уже в октябре-ноябре 2019 года – к началу гидравлических испытаний и циркуляционных промывок первого контура реакторной установки, а также до завоза на площадку свежего ядерного топлива. Современная система управления, оптимально сочетающая возможности человека-оператора и средства автоматизации, позволит обеспечить все условия для безопасной работы энергоблока.

Справка:

Ленинградская АЭС является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом», расположена в городе Сосновый Бор, в 40 км западнее Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. ЛАЭС является крупнейшей в России по установленной мощности 4200 МВт и единственной с двумя типами реакторов: в работе три действующих энергоблока РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах электрической мощностью 1000 МВт) и один энергоблок поколения 3+ ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор электрической мощностью 1200 МВт). Первый в стране энергоблок РБМК-1000 остановлен для вывода из эксплуатации 21 декабря 2018 г.

Продолжается сооружение энергоблока № 2 ВВЭР-1200. Заказчик-застройщик проекта сооружения замещающих мощностей Ленинградской АЭС - АО «Концерн Росэнергоатом»; генеральный проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2».

https://www.rosatom.ru/journalist/news/ ... er-1200-g/
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 15/05/2019 в 16:21




«Атоммаш» приступил к отгрузке парогенераторов для строящегося энергоблока №4 АЭС «Куданкулам» (Индия)

15 Мая, 2019

Волгодонский филиал «Атоммаш» компании «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш») отгрузил первый аппарат из комплекта теплообменного оборудования, изготавливаемого заводом для четвертого энергоблока АЭС «Куданкулам» в Индии.






В индийский штат Тамилнад изделие отправится несколькими видами транспорта. Сначала от завода до специализированного причала на Цимлянском водохранилище парогенератор доставят автомобильным транспортером.

Далее его мостовым краном, грузоподъемностью 650 тонн, переместят на баржу, и речным путем аппарат дойдет до Санкт-Петербурга. Оттуда изделие отправится в путь вокруг Европы и через Суэцкий канал выйдет по морю к Индии.

Протяженность маршрута составит 21 тыс. километров.

«Мы продолжаем поставку оборудования для индийской станции. В ближайшее время будет отгружено еще одно изделие. На завершающем этапе — изготовление третьего и четвертого аппарата. Старт дан, остальные теплообменные устройства также будут доставлены на строящуюся площадку Куданкулам в этом году», — отметил директор Волгодонского филиала «Атоммаша» Ровшан Аббасов.

Для справки:

Парогенератор относится к изделиям первого класса безопасности. Корпус парогенератора представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд с двумя эллиптическими днищами, в средней части которого расположены коллекторы для подвода и отвода горячего теплоносителя. Диаметр — более 4 метров, длина аппарата составляет порядка 15 метров.

Вес оборудования — 340 тонн.

В верхней части корпуса находится паровое пространство, в нижней части корпуса парогенератора располагается поверхность теплообмена, которая состоит из 11 000 нержавеющих труб.

Диаметр труб составляет 16 мм, длина — от 10 до 14 метров. Концы труб закреплены в двух коллекторах.

АО «Атомэнергомаш» – поставщик ключевого оборудования для АЭС «Куданкулам». В частности, для третьего и четвёртого блоков станции предприятия дивизиона производят парогенераторы, главные циркуляционные насосы, компенсаторы давления, главные циркуляционные трубопроводы, сепараторы-пароперегреватели, подогреватели высокого давления, трубопроводную арматуру, вспомогательные насосы и другое оборудование реакторного острова и машинного зала.

***

Акционерное общество «АЭМ-технологии», основанное в 2007 году в структуре АО «Атомэнергомаш» — машиностроительного дивизиона государственной корпорации «Росатом», в настоящее время является одной из ведущих российских компаний в области энергетического машиностроения, производителем основного комплекта оборудования реакторного зала АЭС.

АО «Атомэнергомаш» – энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом», одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России.

Компания является поставщиком эффективных комплексных решений для атомной, тепловой, гидроэнергетики, газовой и нефтехимической промышленности, судостроения и других отраслей промышленности. Холдинг объединяет ведущие производственные, научно-исследовательские, инжиниринговые предприятия в России и за рубежом.

https://www.rosatom.ru/journalist/news/ ... kulam-ind/
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 21/05/2019 в 09:46







На строящемся энергоблоке №2 Ленинградской АЭС-2 начался пролив технологических систем на открытый реактор

20 Мая, 2019

18 мая 2019 года на строящемся энергоблоке №2 с реактором ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС-2 началась одна из ключевых операций года - пролив технологических систем на открытый реактор.

Первый (пассивный) этап был выполнен с использованием компенсатора давления и четырех гидроёмкостей системы аварийного охлаждения активной зоны (САОЗ), которые были предварительно заполнены химически обессоленной водой с помощью насосов вспомогательных систем.

После того, как в гидроемкостях САОЗ был закачан сжатый воздух, и были открыты задвижки на сливе, вода под напором начала поступать в корпус реактора, очищая аварийные трубопроводы. Все переключения производились с блочного пункта управления (БПУ).






«Пролив на открытый реактор – важный этап на пути ввода энергоблока в эксплуатацию,- рассказал главный инженер Ленинградской АЭС-2 Александр Беляев. - Его основная задача - это проверка проходимости трубопроводов, соединяющих оборудование первого контура, а также их послемонтажная очистка от возможных механических примесей. Подтверждено высокое качество монтажа трубопроводов. В ближайшее время начнется второй (активный) этап пролива, будут опробованы 12 аварийных насосов и два насоса системы подпитки и борного регулирования, промыты петли главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ) и линии связи ГЦТ с аварийными системами, проверена работа данных систем».

Также он добавил, что пролив проводится в соответствии с утвержденными программами и графиками и связан с подготовкой к выходу на этап индивидуальных испытаний и опробований оборудования строящегося энергоблока.

Для справки:

Ленинградская АЭС является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом», расположена в городе Сосновый Бор, в 40 км западнее Санкт-Петербурга на берегу Финского залива.
ЛАЭС является крупнейшей в России по установленной мощности 4200 МВт и единственной с двумя типами реакторов: в работе три действующих энергоблока РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах электрической мощностью 1000 МВт) и один энергоблок поколения 3+ ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор электрической мощностью 1200 МВт). Первый в стране энергоблок РБМК-1000 остановлен для вывода из эксплуатации 21 декабря 2018 г.

Продолжается сооружение энергоблока № 2 ВВЭР-1200. Заказчик-застройщик проекта сооружения замещающих мощностей Ленинградской АЭС - АО «Концерн Росэнергоатом»; генеральный проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2».

https://www.rosatom.ru/journalist/news/ ... stem-na-o/
МГ 4768 27/12/2004 1392 Россия 21/05/2019 в 11:47
На волнах Орды пятничная рубрика «Русская генетика», здравствуйте, спасибо.

Вчера перед сном один из пациентов нашей палаты, взобравшись на табуретку, объявил, что Россия – страна невероятно скучная и не вносит посильного информационного вклада в международную повестку.

Все дело в том, утверждал пациент, что в России отсутствуют медийные тренды, за которые наши зарубежные партнеры могли бы хоть сколько-нибудь зацепиться. На фоне суетливо копошащегося в реальных и выдуманных проблемах мира Россия монолитна в своем тяжелом информационном спокойствии.

«Бред, - скажете вы. – У нас тут постоянно что-то происходит!»

Да, но нет. Поясним мысль нашего пациента.

Речь идет о медийных трендах, формирующих долгоиграющую повестку на территории отдельно взятого государства. Самый яркий пример – США, где гротескная медиа-машина способна тянуть на себе огромное количество трендов на протяжении долгих лет: борьба за вторую поправку и массовые расстрелы в школах, феминизм, права негров, нелегальная миграция. Наконец, не знаем, обратили ли вы внимание, но США за годы правления Трампа превратились в страну постоянной президентской кампании – и это еще один их долгоиграющий тренд.

Великобритания? Изи. Брекзит и все, что на него за эти годы налипло. Плюс ситуативный, но вечно зеленый тренд русских отравителей.

Франция? Протесты желтых жилетов и миграция.

Китай? Новый шелковый путь и постоянные территориальные терки с соседями. Теперь еще торговая война с США.

Ближний Восток и Южная Америка уже сами по себе регионы-тренды.

Короче, все кидают в информационную копилочку сколько могут. Но не мы. У нас события носят разрозненный характер, появляются в медийном поле всполохами, но через пару-тройку дней затухают. Любая попытка втиснуть наши происшествия в какой-либо тренд заранее обречена на провал.

Иногда вам кажется, что вы увидели нехарактерную зазубрину на российском информационном монолите, но достаточно на мгновение отвлечься на упавшего рядом мотоциклиста или не попавшего в ноты ребенка – и вы вдруг понимаете, что та зазубрина вполне обычна: рукой не зацепишься, ногу не поставишь, да и вообще, президент уже отреагировал, местные чиновники вовсю полируют.

Екатеринбургский случай не превратится в трендовую войну с православными храмами по всей стране. Храмы никому не мешают.

Авиакатастрофа в Шереметьево не сформировала устойчивого внимания к российскому авиапрому. Полторы недели назад мы писали, что нужно подождать неделю-полторы – и про SSJ-100 забудут. Прошло полторы недели, и только МК продолжает вяло теребить свои анонимные источники, настаивающие на том, что любой уважающий себя самолет должен уметь сказать козлом и делать сальто на ВПП.

Медийные тренды в России настолько сложно создать, что нам приходится их импортировать – от хохлов, из Сирии, из США и НАТО, которым обыватель противостоит фоново, слово просматривая сериал.

Слезая вчера с табуретки, наш пациент предположил, что российский народ, возможно, с течением времени приобрел иммунитет к хайпу. И что это один из самых удачных его защитных механизмов в век бесконтрольного распространения информации.

[Орда] - родная, злобная, твоя
Pacifist+7 3070 20/03/2014 390 Ялта-Москва 21/05/2019 в 20:26
В Самарской области состоялось официальное открытие солнечной электростанции мощностью 75 МВт, расположенной рядом с Новокуйбышевском.
Она стала самой крупной в Приволжском федеральном округе и одной из двух крупнейших солнечных электростанций в России, сообщает официальный портал областного правительства.
АндрейВикторович 723 27/03/2014 238 РФ, Кемеровская обл., г.Новокузнецк 22/05/2019 в 20:30




Компания «АЭМ-технологии» отгрузила парогенератор для Балаковской АЭС

21 Мая, 2019

Волгодонский филиал компании АЭМ-технологии (входит в машиностроительный дивизион Росатома – «Атомэнергомаш») изготовил и отгрузил парогенератор для Балаковской атомной станции.

Оборудование предназначено для замены аналогичного аппарата на третьем энергоблоке станции. Замена будет осуществляться в рамках масштабной модернизации энергоблока №3 с целью улучшения теплогидравлических характеристик.





Это уже не первая поставка в адрес Балаковской атомной станции, сотрудничество началось еще в 80-х годах. Завод поставлял реакторное оборудование и парогенераторы для первого и четвертого энергоблоков Балаковской АЭС.

Сплочённая работа специалистов «Атоммаша» и станции позволила изготовить парогенератор по индивидуальному проекту и точно в срок. Запуск в эксплуатацию планируется в этом году.
С завода изделие направят на автомобильном автотранспорте до спецпричала «Атоммаша», далее по Цимлянскому водохранилищу через Волго-Донской канал баржа с парогенератором пройдет по Волге до Саратовского водохранилища. Затем состоится выгрузка на временном причале и изделие доставят специальной многоосной автомобильной платформой до площадки разгрузки тяжеловесов атомной станции.

Для справки:

Парогенератор относится к изделиям первого класса безопасности. Диаметр – более 4 метров, длина аппарата составляет порядка 15 метров. Вес оборудования – 340 тонн. Корпус парогенератора представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд с двумя эллиптическими днищами, в средней части которого расположены коллекторы для подвода и отвода горячего теплоносителя.

В верхней части корпуса находится паровое пространство, в нижней части корпуса парогенератора располагается поверхность теплообмена, которая состоит из 11 000 нержавеющих труб. Диаметр труб составляет 16 мм, длина - от 10 до 14 метров. Концы труб закреплены в двух коллекторах.

Балаковская АЭС – крупнейший в России производитель электроэнергии. На АЭС эксплуатируются четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1000. Каждый из унифицированных энергоблоков представляет собой отдельно стоящее сооружение, состоящее из реакторного отделения, машинного зала и помещения электротехнических устройств.

Оборудование, относящееся к первому контуру, в том числе парогенераторы, располагается вместе с реактором в герметичной железобетонной оболочке – контайнменте.
Акционерное общество «АЭМ-технологии», основанное в 2007 году в структуре АО «Атомэнергомаш» — машиностроительного дивизиона государственной корпорации «Росатом», в настоящее время является одной из ведущих российских компаний в области энергетического машиностроения, производителем основного комплекта оборудования реакторного зала АЭС.

АО «Атомэнергомаш» – энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом», одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России. Компания является поставщиком эффективных комплексных решений для атомной, тепловой, гидроэнергетики, газовой и нефтехимической промышленности, судостроения и других отраслей промышленности. Холдинг объединяет ведущие производственные, научно-исследовательские, инжиниринговые предприятия в России и за рубежом. Официальный сайт www.aem-group.ru
Череповец 3750 31/03/2014 89 23/05/2019 в 21:31
«Санкции открыли нам дверь»

18 февраля 2019

Блокирование поставок западных продуктов для производства композитных крыльев самолета МС-21 не повлияет на успех этого проекта. Вся необходимая система материалов для сверхпрочных углепластиков в России уже давно есть, как есть и первые такие изделия. Все это в инициативном порядке последние десять лет создавал наш ИНУМиТ, который уже добился превосходных результатов

Известие о запрете поставок в нашу страну японских волокон и химических материалов бельгийской компании Solvay, из которых на заводе в Ульяновске производят композитные крылья для самолета МС-21, многих наблюдателей повергло в шок. Некоторые из них даже предположили, что теперь проект новейшего российского авиалайнера, который должен потеснить на мировом рынке Airbus A320neo и Boeing 737MAX, неминуемо ждет забвение. Кое-кто из них даже предлагал заменить композитные крылья на алюминиевые.

Но этого, к счастью, не произошло. Более того, спасение пришло откуда не ждали — от российских ученых-химиков из компании «Унихимтек» и Института новых углеродных материалов и технологий (ИНУМиТ). Они уже десять лет по собственной инициативе и на свои средства занимались разработкой и производством системы материалов (за исключением волокон), необходимой для выпуска композитных крыльев большого удлинения, которые установлены на МС-21. Но это еще не всё. Выяснилось, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) не только знала об этих разработках, но и время от времени их тестировала. Что же касается волокон, которые также являются ключевым компонентом углепластиков для авиации, то их уже вовсю производит «Росатом». Так что программе МС-21 «композитные санкции» не помеха. Как заявил глава ОАК Юрий Слюсарь, никаких сдвигов не будет: самолет, как и было намечено, проходит испытания, он получит сертификат в 2020 году. «Сейчас уже из отечественного сырья изготавливаются образцы. Эти детали проходят испытания и дальше будут внедряться в конструкцию самолета на следующем этапе», — заявил он. Это подтвердил и научно-технический совет корпорации «Иркут», принявший решение о замене американских и японских компонентов на российские.

О том, как все эти годы создавалась система отечественных материалов для производства российских композитов, каким образом удалось добиться их высочайшего качества и чем вообще занимается ИНУМиТ, в эксклюзивном интервью «Эксперту» рассказал его гендиректор Виктор Авдеев.

— Как вам удалось создать целую систему композитных материалов мирового уровня для нашей аэрокосмической промышленности? Ведь еще недавно считалось, что мы и близко не можем сделать ничего подобного… И как создавалась ваша компания «Унихимтек»?

— Еще в советское время, занимаясь фундаментальными исследованиями в Московском университете, мы создали материалы на основе пенографита. Их специфика заключалась в том, что они обладали достаточно высокими механическими свойствами, но при этом их плотность была раз в десять меньше, чем у обычных углеродных материалов, которые применялись до нас. Грубо говоря, мы синтезировали, соединили четыре вида углерода, и получился вот такой композит. А в 1987 году министр среднего машиностроения Олег Бакланов и министр образования Геннадий Ягодин подписали совместный приказ, в соответствии с которым в МГУ была создана четвертая и последняя отраслевая лаборатория. Но потом начались всякие потрясения — кризис, отсутствие финансирования. Поэтому мы создали малое государственное предприятие «Университетские химические технологии» («Унихимтек») и начали работать для гражданской промышленности, прежде всего для энергетики. Там практически везде используется тот самый гибкий графит. Так материалы, разработанные для космоса, нашли применение в энергетике.

— А что это за материалы? Для обшивки космических кораблей?

—Для защиты от разного рода воздействий. Тогда не утихали споры вокруг программы СОИ («Стратегическая оборонная инициатива». — «Эксперт»), и нашим космическим аппаратам требовалась защита от лазерного оружия, от высоких температур и прочего. Но не зря же говорят, что космос приносит прибыль на Земле. И наша история — еще одно доказательство этой истины.

Эти материалы обладают уникальными свойствами. Они как резина: упругие, быстро восстанавливаются. Но в отличие от резины могут работать в очень широком диапазоне температур — от жидкого гелия (минус 268 градусов Цельсия) до плюс 500 градусов на воздухе. А в инертной среде и 2000 градусов. Можно сказать, что это уникальная резина. Ну а у энергетиков, как вы знаете, всегда есть большие проблемы с герметизацией. Нe дай бог разгерметизируется какой-то блок, да еще зимой. Поэтому первым потребителем этих наших изделий стало родное «Мосэнерго». А потом под руководством профессора Игоря Андреевича Годунова сделали другую работу — создали огнезащитные составы.

Ну а дальше бизнес стал расти. Сейчас у нас уже работают где-то около 600 человек. По выручке мы в прошлом году уже вышли за три миллиарда рублей. У нас есть уже 250 патентов. Сейчас строим два завода в особой экономической зоне в Тульской области. Первый из них будет производить уплотнительные материалы, а второй как раз полимерные композиты, компоненты для них.

— Большие инвестиции потребуются?

— Для нас большие — порядка миллиарда рублей и даже больше. Но помимо этого у нас есть еще проект: строительство третьего завода в Кировской области. Там инвестиции составят, наверное, миллиарда полтора рублей.

—А там что будете выпускать?

—У настам уже есть небольшое производство. Мы в Кировской области сейчас выпускаем около тысячи тонн компонентов, но хотим увеличить объемы в пятнадцать—двадцать раз. Эти компоненты необходимы для того, чтобы делать уплотнительные материалы, огнезащитные покрытия, антикоррозионные изделия и так далее.

—А какой объем производства будет на предприятиях в Тульской области?

— Мы там планируем на первом этапе создать производство двух с половиной тысяч тонн уплотнительных материалов в год. Эта работа ведется под руководством Артема Малахо, молодого завлаба из МГУ. Другой завод—это все, что связано с малотоннажной химией, с компонентами для аэрокосмической промышленности. По здесь объемы производства будут небольшие, порядка 150-200 тонн в год.

— Это для внутреннего рынка или на экспорт?

— Наш рынок небольшой и, поскольку конкурировать приходится с ведущими мировыми компаниями, то и продавать надо не только в России, но и в Европе, на Ближнем Востоке. По уплотнительным материалам там у нас десятки компаний-потребителей. Изначалыю-то мы продукцию по тематике «уплотнение» делали для аэрокосмической промышленности. Эта тема у нас продолжается, но в небольших количествах. Ну сколько нужно для нашего космоса? Сотни килограммов. А мы замахнулись на тысячи тонн. Сейчас мы производим 500-600 тонн в год, а хотим увеличить выпуск в несколько раз. Но надо понимать, что эта продукция используется и в атомной и тепловой энергетике, и в химической промышленности, и даже в ЖКХ. Уплотнители нужны всюду, где есть перекачка каких-то веществ, где требуется герметизация. Это может быть транспортировка СПГ, нефти, да чего угодно. Нс секрет, что во всем мире каждый шестой киловатт электроэнергии тратится на перекачку чего-либо. А у нас, наверное, каждый пятый. Мы же сырьевая страна, нам все время надо что-то качать!

—Вы говорите, что научно-исследовательские работы по созданию новых композитов вели преимущественно за свой счет. Но государственная поддержка ведь тоже была?

—Да, конечно. За последние десять лет наша команда в МГУ реализовала ряд НИОКР-нроектов для предприятий авиакосмической и оборонных отраслей при поддержке Минобрнауки. Эти проекты, конечно же, нам очень помогли в формировании команды разработчиков и позволили получить огромный опыт, который в том числе был использован для разработки материалов для МС-21. Но с разработкой непосредственно самого материала помог только Фонд содействия инновациям. В прошлом году он поддержал проект создания опытной установки, на которой мы сейчас производим материалы. Подавляющая часть 11ИР по созданию материала, которые мы вели последние десять лет, финансировалась из прибыли.

Так построен «Унихимтек»: зарабатываем на одном, создаем другое. Если честно, ничего хорошего в этом нет, если бы была более активная поддержка, разработки велись бы гораздо быстрее. Но так уж получилось. В конце концов, трудности закаляют. Мы ведь изначально ставили цель создавать композиты для программы SSJ, для МС-21. Но все попытки сотрудничества с «Роснано» не принесли результата, нам вместе с ними ничего не удалось. Тем не менее мы работу не прекратили, все равно занимались этой тематикой и создали целую систему материалов.

Что такое композит? Это прежде всего волокно. Оно — основа любого композита. Волокно может быть углеродным, ара-мидны. м, может быть стекловолокно. Но есть еще так называемая матрица — это связующее, или полимер, если хотите. Это связующее состоит из множества компонентов, причем все они очень сложные и их надо правильно совмещать. Сразу скажу, что от тематики углеродного волокна мы вынуждены были отказаться. Просто потому, что входной билет в эту проблему стоит от шестидесяти до ста ми л л ионов долларов. Таких денег у нас нс было, мы же маленькая частная компания. Л вот связующие, текстильная переработка, вся система клеев, аппретов — всем этим мы как раз и решили заняться. Прежде всего потому, что здесь ключевую роль играют именно знания. Когда волокно пропитают связующим, заполимеризуют, то получается изделие, прочность которого в разы выше, чем у стали, а плотность в разы меньше. Да и тоннаж там небольшой.

— А в России умеют делать волокно для композитов? Известно, что этим проектом занимается «Росатом», который сейчас инвестирует порядка семи миллиардов рублей для расширения своего завода в «Алабуге»…

— Да, этот завод крайне необходим стране для того, чтобы продвинуться в производстве волокон, создать еще один передел, которого у нас не было. Там есть определенные заделы по созданию углеродного волокна, но, чтобы замкнуть полностью всю производственную цепочку, требуются такие инвестиции. Их вкладывают «Росатом» вместе с правительством Татарстана. Это очень важная для всей страны работа. Она позволит России обеспечить индустриальную независимость в этой области. Эта работа уже в значительной степени сделана. Думаю, что в ближайшие два-три года она будет доведена до конца.

— «Росатому» можно пожелать только успеха. А что сделали вы?

— А мы специализируемся на всем, кроме волокна. Важнейший элемент — аппретирование, пропитка волокна. То есть его покрытие специальными веществами, которые обеспечивают очень хорошую адгезию (слипание между поверхностью волокна и матрицей). Обычные аппреты в системе материалов занимают меньше одного процента, но свойства изделия по механике могут отличаться в полтора-два раза. Иными словами, если неправильно подобраны аппреты, все может быть очень плохо.

Итак, есть волокно, есть аппреты, и есть то, что называется полимерной матрицей. В данном случае это связующие. Мы применяем так называемые термореактивные связующие. Мы создали целую систему материалов — связующих —для производства композитов но инфузионной технологии, которую использует «Аэрокомпозит» при производстве крыльев для самолета МС-21. Это абсолютно оригинальная технология. Собственно, раньше эту систему материалов поставляла американская компания Су tec Industries (несколько лет назад ее купила бельгийская Solvay), а волокно — японская фирма Toho-Tcnax. При этом надо сказать, что Solvay, Hexcel и Тогау контролируют две трети мирового рынка композитов высокого класса. И есть еще такие компании, как Toho-Tenax и Mitsubishi, DowAksa, Formoza, которые делают преимущественно волокна.

Теперь волокна мы применяем отечественные, которые делает «Росатом», а все остальное уже делаем сами. Мы сами создали всю технологию производства инфузионных материалов с нуля, это наша собственная разработка.

— Когда эта работа началась?

— Сама идея появилась еще десять лет назад. Мы с Алексеем Кепманом, моим нынешним заместителем и руководителем этого направления, а в прошлом аспирантом МГУ, начали плотно заниматься этой темой. Причем изначально делали ставку на материалы для производства композитов по инфузионной технологии. То, что за этим будущее, нам было очевидно уже тогда.

— И сколько вы потратили на работу по этой тематике?

— Наверное, сотню миллионов рублей. Может быть, даже больше.

— Но если было известно, что вы занимаетесь этой работой, то почему же наши авиастроители сразу выбрали американских поставщиков и даже не попытались провести какое-то объективное сравнение, отбор?

— Таковы были правила игры. Американские материалы были заложены в программы создания наших новых самолетов потому, что российских тогда еще не было. Напомню, у нас была только идея, а американцы сильно вырвались вперед. Хотя еще больше тридцати лет назад в Советском Союзе были и волокна, и вся эта система материалов для производства композитов. Я считаю, что СССРтогда наряду с США и Японией точно был в тройке мировых лидеров по этому направлению. Причем в ряде случаев мы с большим отрывом шли от всех остальных стран. Но так получилось, что в девяностые мы оказались просто на дне. И то, что имели, было утеряно. То есть когда в России начали проектировать новые самолеты, задела, по сути, уже не было — настолько технологии ушли вперед.

Тем не менее в ОАК уже тогда понимали, что есть реальная угроза. И что это не пустые слова. На протяжении последних десяти лет авиаторы поддерживали нас небольшими договорами, и, что самое главное, за это время удалось наладить тесное взаимодействие между нашими разработчиками и технологами «Аэрокомпозита», ВАСО. Шло непрерывное тестирование наших разработок. Между нашими ребятами и авиастроителями была организована неформальная обратная связь и действительно рабочие, деловые отношения, что, конечно же, дало положительный результат. При этом мы, разумеется, понимали, что шансы попасть в программу МС-21 были минимальными. Откровенно говоря, мы в основном надеялись на новые проекты ОАК. Все были уверены, что практически нет никаких шансов с материалами для МС-21. Дескать, все, игра сыграна — американский материал заложен в программу. А надо понимать: для того чтобы поменять материал, нужно пройти всю сертификацию, сделать несколько изделий, протестировать их в ЦАГИ, сломать на запредельных нагрузках, изготовить изделия для летных экземпляров, провести их тесты в полете и прочее. Это очень дорогое удовольствие, больше миллиарда стоить будет. Так что даже если у вас есть суперматериал, это еще не гарантирует, что вы станете поставщиком. Иными словами, чтобы поменять материал, ваш продукт должен быть революционно лучше, а не там на несколько процентов. Так что в этом смысле санкции, открыли нам дверь. А мы, в свою очередь, оказались к этому готовы. ОАК знала, и «Унихимтек», и ИНУМиТ (мы его создали как раз под решение таких задач), понимала, какими возможностями мы располагаем. Поэтому думаю, что вот эту дистанцию (позамене американских композитов.—«Эксперт») мы пройдем довольно быстро. Если производство композитов из материалов Cytec осваивали пять—семь лет, потому что это была новая школа и новые проблемы, то в нашем случае потребуется полтора—два года. За это время мы должны пройти весь цикл сертификации.

—А каково же будет качество этих композитов? Наши лучше американских или нет?

— Это очень важный момент. Смотрите, пока что российские углеродные волокна имеют прочность 4,9 ГПа. Вообще-то в этом деле прочность не единственная характеристика и не самая важная. Но тем не менее, например, у Cytec она 6 ГПа. Но мы по праву можем гордиться и даже похвастаться тем, что после испытаний композитов, созданных из отечественного углеродного волокна и наших связующих, выяснилось, что их прочность при сжатии после ударных воздействий на 15 процентов выше, чем у композитов, сделанных из материалов Cytec. И это при том, что сами импортные волокна гораздо более прочные, чем наши. Вот насколько удачно мы подобрали систему материалов!

— Иными словами, вы за счет своих ноу-хау компенсировали пока еще сохраняющееся отставание в области производства волокон. А когда можно ожидать, что и по этому направлению мы догоним лучшие западные образцы?

— Уверен, что команда «Росатома» справится и доведет уровень прочности волокна до 6 ГПа и даже выше. Это абсолютно реалистичная задача. Замечу, что они за довольно короткий срок прошли путь с 3-3,5 ГПа до 4,9 ГПа. И не просто в опытных образцах, а в промышленных изделиях. И это уже колоссальный успех «Росатома»! Нс сомневаюсь в их успехе и в дальнейшем. Знаю, что у них уже есть отдельные образцы волокон с прочностью 5,6 ГПа и даже 6 ГПа. Правда, пока это еще не технология, на заводе такие волокна не производятся. Но они проводят ОКР, подбирают, пробуют. Уверен, что там все будет хорошо.

— На какой стадии у вас сейчас находится вся эта работа с «Росатомом» и с ОАК?

— «Росатом» производит углеродные волокна, мы их покупаем. Так что здесь все нормально. А с ОАК мы несколько лет вели работы по большей части в инициативном порядке. Понемногу внедряли вспомогательные материалы, например материалы для композитной оснастки для изготовления тех же крыльев МС-21. Но после того, как объявили эти санкции, работа была стремительно интенсифицирована. Сейчас уже принято принципиальное решение использовать нашу систему материалов вместо американской для производства панелей крыла МС-21. И поэтому уже в этом году должно начаться изготовление всего того, что нужно для сертификации.

— То есть можно надеяться, что будет какой-то большой контракт?

—Для нас — большой. Наверное, речь пойдет о миллиардах рублей, если брать в расчет всю программу. Там же планируется выпускать по 70 самолетов в год.

— Насколько мы знаем, отдельные композитные конструкции, созданные из ваших материалов, уже успешно применяются в авиации, в частности в БПЛА. Как они себя зарекомендовали?

— Уже несколько таких аппаратов успешно летают. Мы поставляем для них все текстильные структуры и всю систему материалов. Думаю, что и это направление будет расширяться.

— Когда можно ожидать, что МС-21 с новым крылом отправится на испытания?

— Задача стоит такая, что к концу следующего года нужно создать самолет из новых материалов. То есть все разрешения должны быть получены и он сможет подняться в воздух. Что же касается испытаний некоторых элементов крыльев, то они уже идут полным ходом.

— А дальше?

— А дальше от опытной технологии нужно перейти к промышленной. Мы сейчас тоже организовываем производство, потому что требуется увеличение объемов выпуска. Мы это собираемся сделать к лету.

— Если все пойдет как надо, когда может быть готово первое крыло?

— В ближайшие полгода оно точно должно быть сделано. Но вы же понимаете, что оно тут же отправится на испытания в ЦАГИ, где его разломают, чтобы выяснить максимальную нагрузку.

—Не секрет, что помимо ОАК вы активно сотрудничаете с «Роскосмосом». Как продвигается эта работа?

—Действительно, мы при поддержке РКК«Энергия» создали целую систему материалов для пилотируемого космического корабля «Федерация». По крайней мере, большая часть композитов там наша. Этот корабль должен иметь возможность выполнять межорбитальные перелеты (от околоземной орбиты к окололунной и обратно. — «Эксперт») и возвращаться на Землю. Поэтому пес там играет особо важное значение. Применение композитных материалов, которые выдерживают перепады температур от минус 250 до плюс 250 градусов Цельсия, позволяет существенно снизить вес всего корабля. И в стране долгое время никто не мог создать технологичные материалы, выдерживающие такие нагрузки. Мы же их сделали. Сейчас у нас уже есть крупный контракт с РКК «Энергия». Мы вместе с ними должны сделать очень сложную деталь — лобовой щит диаметром четыре с половиной метра. И не просто сделать, а вместе с «Энергией» отработать всю технологию. Эта работа должна быть закончена уже в этом году.

—Наверняка такие термостойкие материалы найдут применение не только в космосе, но и в той же авиации. Тем более что сейчас реализуется сразу несколько проектов, где они могут быть использованы.

—У нас уже есть полимерные связующие, которых нет ни у кого в мире. Они будут выдерживать температуру в эксплуатации от 350 градусов Цельсия и выше. Что касается применения, то это могут быть так называемые горячие зоны авиационных двигателей, выхлопные коллекторы, мотогондолы. Пока там используются титановые сплавы, но со временем перейдут и на композиты.

— Ну и, конечно же, сами авиадвигатели для магистральных самолетов. ПД-14? ПД-35?

— ПД-14 уже сделан. Поэтому там это может найти применение только при модернизации. А вот с ПД-35 у нас очень хорошие шансы на успех. Там роль композитов несоизмеримо больше.

— Иными словами, со временем композиты заменят в авиации очень многие металлические сплавы. Может показаться, что вы слишком оптимистично оцениваете их роль. Там же много так называемых узких мест, то же волокно, например…

— Узким местом углепластика является отнюдь не волокно. У волокна колоссальные возможности прогресса. Сейчас самое лучшее японское волокно выдерживает 7 ГПа. Но теоретически гам может быть достигнут результат и 32 ГПа, и даже до 150 ГПа. Вы представляете себе, что это такое? Такое волокно будет держать четыре тонны на квадратный миллиметр!

—А как же удается добиться такой прочности?

— А для этого надо правильным образом упаковывать атомы углерода. В лабораториях уже достигнуты результаты 10-12 ГПа на конкретных образцах. То есть по углеродному волокну есть очень серьезная перспектива. Но еще раз скажу, что не прочностью волокна определяются свойства композитных материалов, а именно связующим. Именно связующее — узкое место углепластика. Собственно, поэтому мы и выбрали это направление. Мы химики и знаем, что и как надо синтезировать, как соединять одно с другим, с третьим и так далее.

— Это понятно. Но почему во всем мире композитные материалы для авиации делали только американцы и японцы? Ну вот теперь, оказывается, и мы тоже…

— Возьмем производство изделий из углепластика. Ну, теория вся известна. Но у вас, условно говоря, 48 переделов, и если вы хоть в одном ошибетесь, то сразу процентов на тридцать провалитесь по свойствам. Поэтому все четко надо контролировать, каждый участок, каждый этап работы. Есть знания, а есть технология. И технология—это всегда командная работа. Чтобы все правильно сделать, надо собрать команду из химиков, физиков, технологов, математиков. Они контролируют каждый передел. И когда ты передаешь эти переделы из рук в руки, надо нс искать кто виноват, если что-то не получилось, а искать варианты, как сделать так, чтобы все было сделано должным образом. Наши люди это умеют.