Завод "Фуджикура", Львов
"Журналисты поехали, проверили, благо цеха завода расположены в Рясне ( деревня недалеко от Львова ).
Рабочая смена производственного отдела - 8 часов, начинается в 6:00. Последняя, третья смена заканчивается в 23:00. Каждый работник должен зарегистрировать свой бейджик в системе - именно в этот момент начинается его смена. Условия труда для всех работников на всех заводах компании в разных странах мира одинаковы.
Завод, как завод; НЕ шахта и не мартен, - скажет каждый, кто сам работал и помнит время, когда во Львове производили что-то немножко сложнее, чем пиво и деруны. Вместо пропусков - бейджики, вместо премии система бонусов, есть столовая, медпункт и, конечно, служебные автобусы.
Платят не так, как в Германии? Работа монотонная и тяжелая? Требуют, чтобы качественно?
Мне лично понравилось объяснение руководителя административной деятельности Оксаны Лашманова, хотя оно затрагивает только часть проблемы:
«Львов не является промышленным центром. ... Нету промышленной культуры. Для многих людей понятие труда на заводе является новым и требует адаптации ».
Работники львовской «Фуджикуры» - средний возраст 35 лет, в начале 90-х им было по десять. Дети капитализма никогда не видели завод изнутри и уже забыли (или никогда не знали), как их родители, родители их товарищей, соседи шли в настоящую работу, а не торговать на базар или с лотка (или еще более радикально - поехали на заработки).
И дело не только в том, что закрыли те заводы (это объективный процесс), все эти ателье индпошива, ремонта одежды и обуви, ремонту телевизоров, электроприборов и автомобилей (хотя последние из могикан, семейным подрядом еще ремонтируют автомобили, технику по гаражам ) - дело в том, что исчезло уважение (а главное - понимание) процесса труда, очень часто монотонного, черного, ручками, тяжелого физически и умственно, а самое главное - длительного, на перспективу.
Лучше поехать на заработки в Польшу, в Москву и за сезон заработать «кучу бабла». Они в это верят. Они, подобно жителям курортных городов, видят с какой легкостью тратятся деньги, не понимая, что все эти туристы, которые приехали на отдых, на этот «романтический уикенд в городе Льва», «на моря», «в горы», работали почти год.
Если мы, выпускники 60-70-80-х, воспринимали направление на завод вполне естественно (но куда же еще идти после учебы, потому что труд это все, только трудом можно чего-то добиться, вопрос стоял только, какой именно завод - они были разные ), то дети капитализма (к счастью, не все) так не думают, вернее, так не хотят работать, и страшнее - думать (а главное - учиться).
...Они хотят немецких зарплат, не понимая, что такие бывают только в Германии, не понимая, что единственное конкурентное преимущество Украины - это дешевая рабочая сила, всё. Единственная причина открывать какие-то новые производства на Львовщине - это близость к границе ЕС.
Причем это будут максимально простые, трудоемкие производства, никаких «космических технологий», потому что наша рабочая сила дешевая, но не квалифицированная. Это в начале 90-х была квалифицированная рабочая сила, и были инженеры. 25 лет назад Львов был промышленным центром - городом заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов, технических вузов, техникумов и училищ, готовивших кадры. Промышленная культура существовала. Она была не на уровне Европы, США или Японии. И технологически и в плане трудовой и технологической дисциплины, конечно, производительности труда мощно отставали, хотя Львов по тем временам это был "хайтек". Здесь не было черной металлургии, тяжелого машиностроения или химии, здесь было серьезное наукоемкое производство с военным уклоном.
Теперь это город официантов, рантье и экскурсоводов. За час можно сделать из инженера официанта, но сделать из официанта инженера - на это нужно 11 лет школы, пять лет университета и три года производственной практики, которой теперь вообще нет.
На «Фуджикура» - и это типично - больше всего не хватает инженеров и специалистов по логистике. Нет работников, которые будут отвечать за качество. Их надо учить, а это требует дисциплины. И здесь просто беда.
В начале запуска «Фуджикура» отправляла работников на обучение в Румынию, которое оплачивала компания - работник, кроме заработной платы, получал около 10 тыс. грн. командировочных. Когда люди возвращались из Румынии, то даже не выходили на работу. С одного автобуса с 35-40 работниками более 10 человек сразу исчезали. )
На заводе есть врач и специальная программа для тех работников, которые находятся на больничном. Ее внедрили, когда администрация начала подозревать, что половина справок о временной нетрудоспособности в связи с болезнью является «липовыми». Проверка выявила, что так оно и есть. Знакомая практика? Можно еще вспомнить желание украсть с работы - от сырья до готовых изделий. Коммуны уже лет 30 нет, а старая привычка «вынести» никак не отомрет..."
http://zbruc.eu/node/52510 (Мова!)