- школьником на летних каникулах удалось поработать грузчиком на овощной базе 2-3 недели, год точно не припомню, но примерно 82-83. Помню что в это время в Нижегородской(тогда Горьковской) области был какой то сильный ураган и большинство машин с овощами и фруктами мы отгружали туда. На этой базе при помощи разных махинаций(в основном с подсказки старших «товарищей») можно было заработать до 30-50 руб в день. Например, водитель грузовика мог предложить лечь в кузов перед тем как машину взвесят. Столько сколько мы весили с напарником плодо-овощной продукции делилось на троих(мы+водитель). Эти овощи или фрукты водитель скидкой продавал продавщице в магазине. Если это была капуста, то навар конечно ерунда, а вот если это вишня или малина, то навар был ОГОГО. Еще можно было учетчице назвать номер машины, которая загрузилась своими грузчиками. Так как оплата шла за загруженный вес, то 2-3 машины в день тоже были нормальной прибавкой. Ну и работали мы в принципе хорошо, официальная зарплата тоже была за это приличная.
-студентом иногда приходилось разгружать вагоны с цементом, капустой, картошкой или при большой удаче бананами. Каждый ящик нужно было открыть, разорвать целлофановую пленку, найти(если есть) желтый банан/бананы и при желании съесть. Объясняли это тем, что преждевременно пожелтевший банан мог испортить весь ящик, если бы начал гнить. За ночь такой работы можно было заработать до 10руб. При стипендии 55 руб(40руб+15руб от МО) это была неплохая прибавка, если сходить на 2-3 ночные смены в месяц.
-также студентом приходилось бывать в стройотрядах. Большинство студентов моего вуза предпочитало ехать в Хакасию, на Камчатку, Норильск. В этих направлениях оплата труда за неквалифицированный труд студентов была по тем временам просто царская. Например, в Норильске мы получали в 89-91 году до 100руб в день из которых 10 руб проедали. За 45 суток с одним выходным можно было прилично заработать. Рабочий день длился 12 часов, по 50 минут в каждом часе, а 10 минут перерыв. Физически работа была нелегкая. Для тех кто не имел прав на трактор или бульдозер или нечто подобное существовали 3 вида работ: оператор БСЛ(большой совковой лопаты), носилки с щебнем и отбойный молоток. Молоток считался халявой, но больше часа на нем работать не разрешали. Деньги заработанные каждой бригадой делились демократически. Каждую неделю было тайное голосование всех членов бригады с выставлением КТУ(коэффициент трудового участия). Для каждого «бойца» вычислялось среднее КТУ, выставленное ему коллегами. Согласно этому КТУ делился «общак». Как то на спор «загнал» изнеможения последовательно троих «бойцов» конкурирующей бригады, которых брал себе в пару. За это или подобные вещи и неугомонный характер всегда получал самый высокий КТУ. В итоге получал за эти 45 дней кругленькую сумму.
Трудовую деятельность начал в сентябре 1991 года с окладом 250руб в месяц в Институте Тока в Краснодаре. Блин…эти деньги мне казались такими копейками, по сравнению с теми 90руб/день, которые я получал еще месяцем раньше. А те кто постоянно жил в Норильске и имели некую специальность и разряд получали вообще какие то фантастические деньги. Вдобавок у них были «полярки»- прибавка зарплаты каждые полгода. Ходили слухи что в Норильске на то время проживало какое то количество официальных миллионеров. Не припомню сколько …19 человек что ли…
В эту последнюю поездку в стройотряд в июле-августе 91 года был смешной случай. Со мной в паре работал мой бывший одногруппник(его исключили еще на 2 курсе, но он продолжал крутиться со студентами и ездил с нами). Работали мы с ним в тот день на носилках-носили щебень чтобы насыпать берму(что то типа бордюра) под домом на сваях, чтобы талая вода не затекала под дом и дом не проседал. В общем крайне однообразная работа. Все были знакомы много лет, в Норильске к тому моменту находились уже больше месяца, в общем обсудили все и вся. Мы с Юрой(так звали напарника) носили носилки и просто уже дурковали-орали какие песни, прикалывались над всеми. Я сказал что эти чертовы носилки провезу по главной улице Норильска. Те кто это услышал решили взять меня на понт. В этот день(15 августа) у меня был день рождения, и я вечером должен был простввиться. В общем поспорили на то, что если я провезу носилки щебенки, то все скинутся и накроют стол, а если не провезу, то должен накрыть «поляну» дважды. В общем после работы все кто хотел посмотреть вывалили на остановку автобуса, а мы невозмутимо в бушлатах, ватных штанах , подшлемниках и керзовых сапогах зашли в автобус с носилками щебенки. Автобус шел по главной улице Норильска улице Ленина. Сказать что люди в автобусе обалдели-это ничего не сказать. Мы же с трудом сдерживая хохот, говорили что сломался грузовик и нас послали в командировку. В общем проехали мы 3-4 остановки и вышли. В принципе спор уже выигран. Но пошел кураж и нужно было поставить какую то жирную точку в этом приколе. Рядом с остановкой было какое то здание, облицованное мрамором. С полувзгляда мы поняли друг друга и направились к нему. Какой таблички на здании с ходу мы не увидели, зашли в вестибюль. В вестибюле бегало несколько детей и скучала гардеробщица. Мы высыпали щебенку посреди вестибюля, сказали что дети могут пока поиграть и вышли. Руки уже были более менее свободны, и мы стали искать табличку куда же мы насыпали щебень. Оказалось, что это Норильский горком партии(!). От ужаса мы выкинули носилки куда то в палисадник и дворами сбежали:)) А через четыре дня в Москве начался путч. В отряде виноватым назначили меня)) Дескать я разозлил коммунистов, насыпав им щебня в вестибюль)))
Что касается дефицита в Краснодаре, то он конечно присутствовал по многим товарам, но мне особенно запомнились очереди за сливочным маслом. Наверное потому что мне ребенком в начале-середине 80-х приходилось в них стоять. Остальное покупали родители. Масло было новозеландское. А если советское, то чаще пресловутое бутербродное, хрупкое как стекло и водянистое. А вот сельских районах в сельпо нередко было вообще шаром покати- килька и березовый сок как позже в 90-х, но тогда это скорее было от разгильдяйства работников этих сельпо. Никто там естественно не голодал, но за многими продуктами жителям таких населенных пунктов приходилось ездить в город или ближайший крупный населенный пункт. В эти медвежьи углы иногда заезжали так называемые автолавки. Это ГАЗ-51 с будкой кунгом. Эти автолавки торговали одеждой, отрезами материи и прочей бытовой ерундой. Но зато иногда в глухой станице можно было встретить очень дефицитные вещи в свободной продаже. Помню что мать с подругами ездили в какие то богом забытые станицы за хрусталем или коврами. Из их разговоров помню что иногда они там встречали дубленки и кожаные плащи/куртки. Тогда у меня как ребенка были другие заботы и интересы, а вот некоторые барыги делали на этом в те времена большие деньги. Они ездили по таким станицам, скупали все что «плохо» лежит и потом торговали с хорошей наценкой. В Краснодаре же одним из центров торговли был универмаг «Краснодар». Говорят что по обороту средств он занимал далеко не последнее место в СССР. Помню что в результате несчастного случая моему двоюродному брату сосед случайно попал из охотничьего ружья в ногу. А сестра соседа работала там продавщицей. Чтобы замять дело, она одела всю семью брата в самый крутой дефицит с ног до головы. Торговая мафия сжигала этот универмаг дважды перед проверками. Последний раз в 79-м или 80-м году. Помню что в тот год я только начал ходить в радиокружок, и приходил с друзьями на пепелище поикать уцелевшие радиодетали в отделе телевизоров. Коренные краснодарцы до сих пор называют этот универмаг «Уголек».
Что то я увлекся….пожалуй хватит…