Вчера «Комсомолка» рассказала о том, что в Москве появилась новая композиция Зураба Церетели - копия его монумента «Добро побеждает зло», воздвигнутого в Нью-Йорке у здания ООН. А сегодня исполняется ровно 5 лет со дня открытия одной из самых спорных его работ - памятника Петру I. В канун этой годовщины мы решили устроить для наших читателей обзорную экскурсию по местам творческой славы Зураба Церетели.
Весь цирк хохочет: клоунов увидел - Посмотрите налево, - предложил наш экскурсовод когда автобус подъехал к зданию Цирка на Цветном бульваре. На лицах людей стали возникать умильные улыбки, переходящее в откровенное веселье, хотя и несколько нервное. На полянке напротив цирка люди увидели фонтан, окруженный ИМИ: металлическими клоунами в количестве четырех штук плюс недоклоун, безжизненно свешивающийся из чемодана. Рядом на особом постаменте фигурировал бронзовый башмак 75-го размера, соседствующий с клюкой и шляпой. - Сообщу вам, что группа посвящена памяти великого клоуна Юрия Никулина и открыт сей памятник буквально в этом году. Стоимость его приближается к 600 тысячам долларов. Никулин в видении Зураба Церетели... э-э... как бы это сказать... - Распятерился, - испуганно подсказала юная девушка Оксана. - Башмак, кстати, можете примерить. Девушка осторожно сунула разутую ногу в штиблет, потом другую и резво заскакала по поляне: - Там внутри... Кнопки что ли... Больно! Г. Победоносец поймал дракона у метро Следующее творение Зураба Церетели находилось буквально в двух шагах от «Клоуна», на Трубной площади. На мраморной колонне стоял элегантный Георгий Победоносец, опираясь копьем на корячащееся пресмыкающееся типа дракон. По внешнему оформлению памятник сильно напоминает знаменитый Александрийский столп в Петербурге с той только разницей, что ангела на столпе прибили к кресту самого, а Победоносец - истинно современный тип московского героя и чисто конкретно разберется с любым, кто сомневается в его праве это сделать. Царь-юбиляр Кульминацией экскурсии, конечно же, стал визит на Стрелку Острова Москва-реки, к памятнику 300-летия российскому флоту, принявшему по капризу создателя вид Петра I, взгромоздившегося на плавсредство. - В данной работе, пятилетнюю годовщину которого мы отмечаем, наиболее ярко отразилась бунтарская натура скульптора, - осторожно заметил гид. - Обратите внимание на размах, с которым выполнен проект: высота монумента-94 метра. Потратили на него, по официальной версии, 100 миллионов докризисных рублей, а по некоторым оценкам - целых 180 миллионов. Неожиданность художественного исполнения заключается в судне, куда Церетели поместил Петра Алексеевича. Пока ни один судостроитель не решился назвать тип корабля, а штандарты расставлены в полном противоречии с морскими артикулами. В глазах людей, взиравших на Колосса Московского, читались трепет и обалдение. Император, крепко сжимая в руках штурвал, грозил Москве некой дубиной, выполненной в форме свитка. - Незадолго до официального открытия, в сентябре 1997-го, пораженцы и космополиты пытались взорвать памятник, - поведал экскурсовод. - Но Провидение руками милиционеров спасло монумент от гибели. - Говорят, что памятник в Америку пытались продать? - спросила Настя, нервно теребя сумочку. - Нет, ну что вы, Зураб Константинович просто предложил правительству США статую Христофора Колумба к юбилею открытия Североамериканского континента. Американцы отказались. Разница между монументами громадная: Христофор был в рясе, а Петр - он в латах. Хотя само судно, композиция - руль в одной руке и свиток в другой - полностью совпадают. Отсюда и обидные инсинуации. «Принц Джонни, одумайся!» Наконец туристы беспрепятственно добрались до Манежной площади. Со стороны Александровского сада заведение высокой культуры и таких же цен можно наблюдать некий канал, в дно которого вмонтирована композиция «Русские сказки». Посочувствовав Аленушке, горюющей с 1998 года над судьбой братца Иванушки, подивившись медведю (в лапе - рыба), грозно надвигающемуся на волка, и налюбовавшись на Царевну-Лебедь, исполняющую какой-то «Танец с саблями», люди замерли около молодого человека в кафтане и старомодной шапке, протягивающего руку к омерзительному монстру - рогатой лягушке бройлерных размеров со стрелой во рту. Послышались тихие всхлипывания дам: «Пацана-то за что? Ну стрельнул не туда, горемыка. Всю жизнь теперь с кикиморой мучиться?» Тут наше и так исстрадавшееся комсомольско-правдинское сердце не выдержало: мужики кинулись спасать Ивана Царевича, которого ввиду наивности тут же прозвали «принц Джонни», из лап неимоверно разожравшегося земноводного. Пока один не без риска для жизни оттягивал лягушку за морду, другой втолковывал Ивану Царевичу, что все у него в жизни еще будет: и Василиса Прекрасная, и личный ковер-самолет «Боинг» с сапогами-скороходами от «Версаче»... «Интершашлык» Памятник русско-грузинской дружбе на Тишинской площади прост и впечатляющ. Ввиду необходимости представить обе культуры Зураб Церетели взял три стержня и насадил на них буквы грузинского и русского алфавита. В результате монумент страшно напоминает шашлык. Ни слова не было сказано возле монумента. Улицы Москвы пустели. Причудливыми и сверхъестественными, как и полагается всем явлениям сюрреализма, идолами над столицей возвышались памятники. В МОСКВЕ ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ Уже наваял... Монумент русско-грузинской дружбы (Тишинская улица); Медведь (Б. Грузинская улица); «Дерево сказок» (Московский зоопарк); Георгий Победоносец (Трубная площадь); «Русские сказки» (Манежная площадь); Памятник 300-летия Российского флота, он же Петр I (Фрунзенская набережная); Кресты, врата, убранство храма Христа Спасителя; Ника и памятник жертвам тоталитарных режимов (Поклонная гора); Фонтан напротив Цирка на Цветном бульваре. ...и только собирается: История предков, 74 (!) скульптуры русских князей (равномерно по всей территории Москвы); Памятник Александру II, освободителю (Старосадский переулок); Монументальный современный музей искусства (пока не известно, где именно); Детский парк чудес (Нижние Мневники, стоимость приблизительно 2 миллиона долларов).