15 января 1855 года в семейном поместье в Ковенской губернии родился Бронислав Людвигович Громбчевский, путешественник востоковед, занимавшийся изучением стран и территорий Центральной Азии — Русского Туркестана, Памира.Автор военно-стратегических, военно-географических, исторических и этнографических работ, один из основоположников таких научных дисциплин как геополитика, геостратегия и стратегическая география.
Он был патриотом России (чему не мешало его польское происхождение), одним из немалого числа сынов Речи Посполитой, писателей, поэтов и мыслителей, которые честно служили государству Российскому, приумножали его богатство и славу.
В советское время о нём вспоминали реже, чем о Н.М. Пржевальском, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Г.Н. Потанине, В.А. Обручеве и других землепроходцах, хотя вклад Громбчевского в исследование Центральной Азии и упрочение там российских позиций не менее значителен. Возможно, причиной было его участие в Гражданской войне на стороне белых и эмиграция.
Вскоре после окончания пехотного юнкерского училища, в 1876 году, подпоручик по своей просьбе получил назначение в штаб Туркестанского военного округа. На решение отправиться в Среднюю Азию повлияла клятва отцу: ничего не делать во вред Польше, и если нести военную службу, то подальше от родного края, чтобы не пришлось участвовать в подавлении очередного восстания.
На этой службе он быстро завоевал репутацию блестящего знатока Средней Азии, в совершенстве овладев узбекским, таджикским и персидским языками.
В то время Российская империя, пережив неудачи Крымской войны, активизировала свою внешнюю политику, в том числе в Средней Азии, что встретило резкое противодействие Великобритании и дряхлевшего Китая.
Своеобразным буфером между Россией и Англией служили расположенные на южных склонах Гиндукуша припамирские ханства (эмираты) Ныне эти территории входят в состав Пакистана.
Эти крохотные деспотии больше всего были озабочены сохранением своей относительной самостоятельности, зависевшей от «правильного» выбора покровителя — великой державы. Тамошние жители и их правители всё чаще обращали взоры к России. Они устали от мздоимства китайских чиновников, произвола и жестокости афганцев, действовавших с подачи англичан, и надеялись, что под властью «Великого Белого царя» им будет легче сберечь свои культуру, традиции и обычаи.
В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Он не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам.
Правитель княжества очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение. Более того, Сафдар-Али-хан просил передать российскому императору просьбу о принятии его в подданство России и о снабжении оружием против британцев. В Хунзе появились русские товары, оружие, а во дворце появился даже парадный портрет Александра III.
Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» — с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, — сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.
Янгхазбенд и другие англичане называли штабс-капитана — «грозный Громбчевский». Британская «Таймс» писала о нём как о «человеке гигантского роста и геркулесовского телосложения»
1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», — написал британский оккупант вице-королю. Британцы держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.
Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры осталась.Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России.
Хотя британцы и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют бывшие княжества. Но Хунза привлекательна не только для радикальной молодежи — сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…
Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).
Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода.
Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого или это были бактрийцы — арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть.
Говорит он на своем собственном языке бурушасхи, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие — английский. Исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно - исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения.
Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва — личное дело и время каждого.
Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой — высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.
Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели, — он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.
В то же время соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.
В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».
О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150.
Шотландский врач МакКарисон, проживший 14 лет в тех краях, назвал долину реки Хунза Счастливой долиной. Он выделил Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:
1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров — все равно что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.
2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.
3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, — писал МакКарисон. — Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.».