(перевод с помощью гугл-переводчика)
оригинал ссылки:
https://nationalinterest.org/blog/buzz/rah-66-comanche-helicopter-amazing-look-massive-failure-85346
Популярная викторина: какой видный военный летательный аппарат США имеет скрытое радиолокационное покрытие и передовые сетевые датчики, но у него на миллиарды больше бюджета и он отстает на годы от графика?
В то время как истребитель-невидимка F-35 может прийти на ум сегодня, в 2004 году наиболее своевременным ответом мог быть "Команч" RAH-66. Гладко выглядящий вертолет-невидимка потратил двадцать два года на разработку, потратив более 7 миллиардов долларов, а затем был внезапно отменен, имея в своем распоряжении только два летных прототипа.
«Команчи» возникли в результате экспериментальной программы Армейского легкого вертолета, задуманной во время излишнего переизбытка расходов 1980-х годов. В числе других целей в рамках этой программы была предпринята попытка заменить армейские разведывательные вертолеты "Кайова" и "О-6" Кайюса, которые были получены от гражданских вертолетов Bell 206 JetRanger и Hughes 500.
Вертолетам-разведчикам в первую очередь было поручено следить за позициями противника и назначать его для атаки дружественными силами. Тем не менее, они также подходили для нападения на слабо защищенные цели с помощью ракетных модулей, мини-пушек и даже ракет TOW или Hellfire, а бронированные боевые вертолеты Apache сражались с более тяжелыми противниками.
В январе 1996 года прототип RAH-66, наконец, совершил свой первый полет, а второй прототип присоединился к нему три года спустя. Но, как позже произошло с F-35, Comanche включал в себя так много совершенно новых технологий, что разработка, отладка и интеграция почти утроили затраты на разработку с течением времени. Например, вертолет оказался на несколько сотен фунтов тяжелее, чем ожидалось, что привело к пост-фактическому снижению веса и усилиям по разработке более мощных турбовальных двигателей T800. Программное обеспечение RAH-66 оказалось неисправным, датчики ненадежными, а его радиопоглощающие материалы подвержены эрозии при воздействии дождя.
Тем временем армейские ориентиры ползли вверх - например, требуя, чтобы легкий разведчик каким-то образом мог нести достаточно топлива для перелетов через океанские паромы.
К 2002 году перерасход средств и задержки привели к тому, что команчи получили много бюрократических противников, а войны в Афганистане и Ираке вскоре перенаправили расходы на неотложные операционные обстоятельства, в результате чего запланированные закупки сократились почти вдвое до 650.
Наконец, в 2004 году Comanche был внезапно отменен после более чем 7 миллиардов долларов, включая штраф за отмену в полмиллиарда долларов. Два прототипа теперь выставлены в Музее авиации армии в форте Ракер, штат Алабама.
Если бы Пентагон вылил дополнительные миллиарды, давнишние ошибки RAH-66, возможно, были бы сглажены, что привело бы к созданию приличного разведывательного вертолета. Но двадцатидвухлетняя программа просто перестала быть достаточно актуальной, чтобы оправдать ее финансовые эксцессы.
С одной стороны, хитрость - гораздо более «козырная карта» для высокоскоростного и быстро летающего реактивного самолета, чем для вертолета, летящего с малой скоростью на небольшой высоте. Несмотря на то, что скрытые свойства команчей были, безусловно, полезны, вертолет оставался бы уязвимым для всевозможных зенитных орудий ближнего радиуса действия и, вероятно, тепловых ракет. Действительно, армия считала, что RAH-66 потребовались бы дорогостоящие дополнительные обновления, чтобы выжить в новейших системах SAM.
Кроме того, в отличие от F-35, команчи выполняли относительно нишевую роль поддержки в военной машине Пентагона. Закупки RAH-66 потребляли бы примерно 40 процентов годового авиационного бюджета армии, хотя транспортные и ударные вертолеты были более приоритетными.
Кроме того, на AH-64D уже были установлены радары Longbow. А в целях наблюдения армия предпочитала вкладывать средства в экономически эффективные беспилотники, которые могли бы выполнять рискованные разведывательные задачи, не подвергая человеческие жизни риску.
Как сказал подполковник Дэн Уорд в журнале «Тайм», команчи были «недоступными, ненужными и - несмотря на более чем два десятилетия усилий - неполными».
RAH-66 входит в число пяти армейских программ, которые в совокупности потратили 30 миллиардов долларов, не производя никаких операционных систем. В лучшем случае новаторские технологии RAH-66, как полагают, были интегрированы в специальные вертолеты-невидимки MH-60 Blackhawk, используемые для выполнения секретных миссий, в том числе рейда "морских котиков", в результате которого погиб Бен Ладен.
Армия продолжала использовать OH-58D Kiowa Warriors в Афганистане и Ираке, пока этот тип не был окончательно закрыт в 2017 году, оставив армию без каких-либо средних разведывательных вертолетов. Несколько попыток приобрести недорогие замены, такие как OH-58F и ARH-70 Arapaho, впоследствии провалились. Поздние модели AH-64E Apache Guardian заменили Kiowas в батальонах атаки / разведки, но оказались плохо подходящими для миссии.
Таким образом, история, по-видимому, повторяется, так как армия вновь ищет еще один передовой разведывательный вертолет под названием Future Armed Reconnaissance Aircraft, чтобы начать производство в 2028 году. Если FARA сможет преодолеть наследие прошлых неудач, она, вероятно, сделает это, включив прошлые, доступные по цене технологии и приверженность дисциплинированным бюджетам и процессам развития.
В теории, команчи, возможно, были удивительно выглядящим вертолетом, но это не сделало его ничем менее плохо управляемой оборонной программой.