Кирилл Шишкин
Удивительная судьба советского танкиста, который был по национальности немцем
Эта история удивительна со знаком «минус», если можно так сказать. Я бы поставил и более ёмкий заголовок, но Яндекс не любит многие из слов, которые были бы уместны.
Историю эту можно прочитать много где.
Суть её в следующем. Во время разгрома немцев под Сталинградом, 21-го января 1943 года во время атаки 91-й танковой бригады у хутора Новая Надежда был подбит танк КВ. Немцы предложили танкистам сдаться, но те ответили, что «русские танкисты не сдаются». Версий ответа существует несколько. Потом немцы танк облили бензином и подожгли. Но в ответ танкисты стали петь Интернационал. В одном из изложений этой истории указано, что сначала танкисты пели на русском, но потом один куплет был исполнен на немецком. Поскольку в числе экипажа был и один немец по национальности.
Я прошу прощения за этот пересказ, не я его придумал, и мне кажется, что подобные истории лишь оскорбляют память тех, кто сложил голову, защищая нашу Родину.
По итогам этого боя весь экипаж представили к званию Героя Советского Союза, на месте боя установлен обелиск, где выбиты фамилии экипажа. Вот только одна загвоздка — экипаж танка КВ состоял из пяти человек, а наградили четверых, и на памятнике тоже четыре фамилии. Не хватает как раз того, кто был немцем, и звали его Феодосий Григорьевич Ганус. По версии всех, кто писали об этом случае, его фамилию вычеркнули по причине именно его национальности.
Монумент около села Новая Надежда
Мне стало интересно узнать об этом бое немного побольше. И так как я не занимаюсь на своём канале бездумным переписыванием того, что кто-то придумал, то стали искать информацию.
Сам Феодосий Ганус происходил из тех, кого называли русскими немцами. Его предки давно переехали в Россию, ставшую им второй Родиной. Кстати, в Российской империи немцы были одной из наиболее многочисленных национальностей. И служили они новой Родине честно, а надо было, так и кровь проливали, и жизни не жалели. К сожалению, сама Родина не всегда им платила взаимностью.
Судя по тому, что он нём известно, Феодосий Ганус был очень правильным товарищем. Во всяком случае он по комсомольской путёвке уехал строить Сталинский металлургический комбинат. Где встретил свою будущую жену, которую тоже туда направили. Не знаю уж, насколько они туда поехали по собственному желанию, но сошлись явно по любви и от этого брака родилось четверо детей.
До начала войны Феодосий успел послужить в армии, в авиационной части. Не в лётном составе конечно, а в наземных службах. После начала Великой Отечественной 1-го сентября мобилизован и отправлен в лётное училище. Но по причине здоровья неподходящего отчислен. И отправлен в танковую школу. Получил он звание сержанта в школе или ещё раньше, до войны, история об этом умалчивает. Во всяком случае, в январе 1943 года сержант Ганус был отправлен в 91-й отдельную танковую бригаду на Донской фронт в качестве заряжающего танка КВ. Заряжающий — должность, которая требует минимальной подготовки, а больше физической силы, но в танке КВ даже на таких позициях назначали представителей младшего командного состава.
91-я бригада в составе 65-й армии вела бои по ликвидации окружённой в Сталинграде группировки. Надо сказать, что про Сталинградскую битву даже занимающиеся её историки много чего не знают, не говоря уж про широкую аудиторию. Бои начала 1943 года не исключения и ждут своих непредвзятых исследователей. К сожалению, окруженные немцы упорно не хотели сдаваться или самоликвидироваться, и их уничтожение шло с большим трудом и огромными потерями. 91-я танковая бригада в интересующий нас период поддерживала 27-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Потери были большие, от бригады осталось одно название, поскольку бой вёл мотострелковый батальон, а количество танков легко пересчитывалось по пальцам одной руки.
Кстати, среди них могли ещё оставаться и машины с надписью на броне «Тамбовский колхозник».
Сержант Ганус был назначен в экипаж лейтенанта А. Ф. Наумова. В экипаже также командир орудия младший сержант П. М. Норицын, механик-водитель старшина П. М. Смирнову, радист младший сержант Н. И. Вялых. Куда делся заряжающий я не выяснил, но в числе потерь 91-й бригады в предыдущие дни были заряжающие танков КВ.
В первый свой бой сержант Ганус пошёл 21-го января. В этот день в районе хуторов Новая Надежда и Полевой стан 91-я танковая бригада поддерживала наступление 27-й гвардейской стрелковой дивизии четырьмя танками — два КВ и два Т-60. Один танк КВ был подбит, но вернулся своим ходом, про три по итогам дня ничего известно не было. Они остались на территории, занятой немцами. Для выяснения судьбы танков была выслана разведка. Разведка ничего не выяснила, и по данным на утро 22-го января судьба танков была неизвестна. Боеспособных танков в бригаде не оставалось, пока из ремонта не вышел Т-34, но и этот танк был в тот же день подбит в бою. Судьба предыдущих трёх танков несколько прояснилась — КВ и один Т-60 сожжены, ещё один Т-60 подбит.
Оперативная сводка штаба 91 тбр
В тот же день экипаж в составе Наумова, Норицына, Смирнова и Бялых было решено представить к званию Героя Советского Союза. В документах подробностей нет, но я бы обратил внимание, что по итогам предыдущих январских боёв в этом экипаже уже были награждения: Наумов и Смирнов награждены орденами «Красная звезда» за бои 13-14-го января, Норицын и Вялых — медалями «За отвагу» за те же бои. Так что экипаж сражался героически.
Как легко заметить, в документах сержант Ганус вообще не упоминается. Правда, не очень верится, что его вычеркнули. Самое первое, что просится на ум, так о нём просто не знали. Прибыл только что, первый раз в бой пошёл. Может командование привыкло, что танк с неполным экипажем? Хотя заряжающего могли взять хоть из пехоты, как я уже писал выше, квалификация тут высокая не требуется.
В любом случае, его не генерал Рокоссовский вычеркнул, фамилии Ганус не было в самых первичных документах. При том, что похоронили всех пятерых вместе, в одной могиле.
В 1996 году сержанту Ганусу Феодосию Григорьевичу было присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации.
Описание же боя, с пением «Интернационала», взято из наградных документов и более поздних описаний истории бригады:
Боевой путь 91 тбр
К сожалению, у этой истории есть и очень грустный конец. Как выяснил журналист Пётр Дунаев, жена Феодосия Гануса Клавдия Александровна Козлова, работала санитаркой в областной больнице Липецка. Жила в нищете, пособия за погибшего мужа не получала. Дочь Людмила и сын Станислав умерли в войну от голода, сын Владимир ослеп от недоедания. Выжил лишь один из сыновей. И это не история семьи блокадного Ленинграда, это ведь город Липецк.
Феодосий Григорьевич Ганус
Такая вот история оказалась.
https://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/udi ... paign=dbr&