Обещала отписаться о впечатлении. Пишу.
Впечатление неоднозначное.
Что получилось неплохо:
- Образ Великого Князя Ивана III, образ Софии - пусть не очень глубоко все прописано, я бы сказала лишь намечено несколькими мазками, но будем считать, что в целом получилось неплохо.
- Понравилось как прорисована и сыграна их любовная линия - сдержанно, аккуратно, без пошлости и излишних внешних проявлений страсти. Есть впечатление, что тогда русские проявляли любовь именно так. Похоже, что Иван ее любил сильно и долго: все-таки 12 детей народили, и в источниках остались упреки ему в том, что слишком он детей любил и уделял им много времени.
- Понравились отношения "жена-муж". Очень в православной традиции решены. Несмотря на то, что София была и гордой (все-таки наследница византийских императоров) и своенравной, но в последний момент всегда подчинялась мужу.
- Мать Великого Князя, Мария Ярославна - отлично получилась! Показана значимая роль старшей женщины в княжеской семье. Да и вообще, из всех сыгранных образов - это ИМХО - лучший! Наиболее хорошо сделанный, с нюансами, в развитии. Молодец Надежда Миркина!
- Приятно было смотреть на кремль и средневековый антураж России (хоть и маловато его было, но все-таки хоть сколько-то
)
- По формату: 8 серий - то, что надо. На мой взгляд - до 12 серий - нормальный складный и цельный сериал. Больше 12-ти - жвачка.
Что получилось не слишком хорошо
- есть исторические ляпы (например, как я уже писала - понятие "унии" было, но понятия "униатской церкви" еще не было)
- слишком современный язык...я не знаю как и умеют ли современные сценаристы и актеры "говорить по-русски" на языке того времени...но вот, например, если слушать как говорят потомки выживших дворян за границей - ты сразу понимаешь, что их речь несравненно богаче и красивее нашей. Не знаю...но можно было бы постараться и хоть как-то отразить ту лексику и строй языка. "Все мы заложники времени" - ну не могли тогда так сказать!
- слишком много аллюзий с современностью - это даже не аллюзии, а то, что в искусстве называется "репликами". Например, фраза "В Москве всегда нет денег. Но для войны - есть!" - понятно, что здесь авторы рассчитывают на улыбку зрителя, но нужно ли это так явно в историческом фильме - я не уверена.
- нет масштабных сцен (включая батальные) - наверное, не слишком большой бюджет
- София...она по идее - главный персонаж фильма и я рассчитывала, что сюжет будет вращаться вокруг нее. Она по сути была предтечей Петра I и Екатерины. При ней кардинально поменялась роль Руси. Именно она внесла и закрепила идею преемственности Руси от Византии (Москва - 3-й Рим), она внесла свой вклад в развитие русского зодчества (белокаменное масштабное строительство), медицины, культуры и многие другие сферы жизни. Итальянцы и греки, занявшие при Иване III должности послов, начали активно зазывать в Россию своих земляков: архитекторов, ювелиров, мастеров монетного дела и оружейников. Среди приезжих было большое количество профессиональных врачей.
Софья приехала в Москву с большим приданым, часть которого занимала библиотека, включавшая в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже книги из Александрийской библиотеки. Она сыграла большую роль в деле получения независимости от татаро-монгольского ига, ну и т.д. Ничего этого в фильме показать не удалось, кроме того, что был построен Успенский Собор с помощью приглашенного Аристотеля Фиораванти. В общем, в итоге получился фильм "София молодая"
Говорят, что праправнучка, княжна
очень на нее была похожа.
Итог: исторические фильмы пока мы снимаем не супер как хорошо. Сказывается ИМХО утрата традиции. Но то, что этот фильм все-таки появился, и то, что должны появляться и другие исторические фильмы - это правильно и хорошо и я на это очень надеюсь.
Сорри за много букофф
))