https://southfront.org/crisis-in-armeni ... -caucasus/
CRISIS IN ARMENIA AND BALANCE OF POWER IN SOUTH CAUCASUS 10.06.2018
КРИЗИС В АРМЕНИИ И БАЛАНС СИЛ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
изменения носят многонаправленный характер, что увеличивает риск возникновения нового вооруженного конфликта.
Из всех вышеупомянутых региональных игроков Россия является единственной державой, которая была стратегическим союзником и военным защитником Армении и ее интересов.
….несмотря на военную защиту России, Армения отказалась поддержать Россию по ключевым вопросам международной повестки дня. Ряд представителей армянских элит, в том числе дипломатического корпуса, заявили в неофициальных беседах и замечаниях, что Армения должна перейти в проамериканский лагерь.
Однако существуют объективные факторы, ограничивающие маневренность относительно про Вашингтона в Армении:
без участия России региона практически невозможно обеспечить присутствие Нагорного Карабаха в зоне влияния Армении; Армения получает заметный денежный поток от России через переводы из многомиллионной армянской диаспоры,. Ряд этнических армян хранит в России большой объем капитала.
Эти ограничения не позволяют армянским элитам резко изменить внешнюю политику, не принеся болезненных последствий.
… неоднократные замечания Пашиняна в пользу евроатлантической интеграции как главного приоритета внешней политики Армении. Позже, во время захвата власти, понимая проблемы Армении и региона, Пашинян изменил свою публичную риторику, поддерживающую стратегическое партнерство с Россией. Однако его личное положение, а также позиция его неолиберальной партии хорошо известны и вряд ли изменились.
В нынешней региональной ситуации Россия получит доход от любых событий в Армении. Возможны следующие сценарии или их гибриды:
1) Азербайджан использовал бы новые условия для возвращения того, что он считает своим собственных потерянных территорий - Нагорного Карабаха и близлежащих районов, а затем, после ожидаемого нового внутреннего кризиса в стране, вызванного военным поражением, Россия восстановит свое влияние в регионе.
К тому времени вопрос Нагорного Карабаха будет разрешен, потому что он будет находиться в руках Азербайджана, который поддерживается Турцией, государством-членом НАТО и российским партнером в регионе.
2) Если новое руководство Армении реализует двойную стандартную политику, де-факто проводя антироссийские действия, но будет поддерживать пророссийскую публичную риторику, Москва получила бы официальный повод пересмотреть свое присутствие, прежде всего военное, в регионе. Стратегически военная инфраструктура в Сирии для России гораздо важнее. Если в этой ситуации Азербайджан инициирует возобновление вооруженного конфликта над Нагорным Карабахом, Россия не будет вносить военные усилия для восстановления армянского контроля над Нагорным Карабахом, если регион будет захвачен Азербайджаном. В этом сценарии Россия сохранит и, возможно, даже укрепит свои позиции в регионе, вновь выступая в качестве защитника армянского народа.
3) Если новое армянское руководство станет реальным стратегическим союзом с Россией, развитие экономических и культурных отношений с Западом не умалит этого союза. Тогда нагорно-карабахский конфликт останется замороженным до следующего крупного сдвига в региональном балансе сил или до тех пор, пока не станет возможным политическое урегулирование конфликта. Россия, по крайней мере, сохранит свое нынешнее влияние
4) Самым маловероятным сценарием является то, что Армения получит полную поддержку от своего нового «стратегического» союзника США. Российская военная база будет заменена американской, и США станут гарантом независимости Нагорного Карабаха или, по крайней мере, военным гарантом нынешнего неопределенного статуса Армениив случае нового раунда военной эскалации с Азербайджаном. Этот сценарий крайне маловероятен. Новая военная база США в Армении не изменит баланс сил на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке. В экономическом плане Армении также нечего предложить США.
На этом этапе похоже, что руководство Армении балансирует между сценариями 2 и 3. В будущем ситуация будет развиваться в зависимости от уровня стратегического мышления нового армянского руководства и инерции кризисной ситуации, созданной Пашиняном, его сторонников и спонсоров для прихода к власти.
В целом политический кризис в Армении является продолжением событий «арабской весны» и «бархатных революций». Он еще раз подтвердил рост глобальных экономических, демографических, культурных и цивилизационных проблем, за последние 30 лет.