Вы находитесь на тестовой версии Севастопольского политического форума. Функционал ограничен. Для использования всех возможностей форума, перейдите по адресу www.sevpolitforum.ru

Крымские татары и противоречия прошлого

Option 2470 08/11/2008 915 СССР, Севастополь. 24/02/2019 в 00:56
yaros66
Дайте пжлста ссылку, где их можно почитать....
В архивы, батенька, в архивы. Ссылок нет. Там бумажки одни. Вековые. Но они того стОят.
DeniSov 9181 18/11/2008 1654 СЕВАСТОПОЛЬ- изпонаехалисюдавсякие 24/02/2019 в 01:01
Option
Ты меня не агитируй. Я был лично знаком с севастопольскими подпольщиками. Они мне многое про татар рассказали.
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 01:03
Option
В архивы, батенька, в архивы

Вы мне товарищ мозги не пудрите, я с архивами имел дело, и как с ними работать знаю.... если уж ссылаетесь, будьте любезны, дайте ссылку на архивный номер документа....Как это принято в приличном обществе, иначе болтология....из того что я навскидку нашел... письма и донесения, про татар вообще нет ничего http://ricolor.org/history/voen/bitv/xix/krym/1/ Впрочем если вы укажите где искать, буду вам признателен...
DeniSov 9181 18/11/2008 1654 СЕВАСТОПОЛЬ- изпонаехалисюдавсякие 24/02/2019 в 01:05
yaros66
Приезжай в Крым. Я тебе экскурсию в село Лаки организую.
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 01:12
DeniSov
Да вам я верю, и про ВОВ тоже знаю....речь не об этом....товарищ написал гневную речь, но судя по опИскам, много отсебятины.....Лаки да страшная история, такое забывать нельзя
https://mitrofanova-m.livejournal.com/389252.html
После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
Получается что и Крымских греков депортировали? Честно говоря об этом не знал.Зы ловлю на слове, мне как фотографу было интересно бы там поснимать, так что если соберусь к вам с удовольствием приму ваше приглашение :friend:
Option 2470 08/11/2008 915 СССР, Севастополь. 24/02/2019 в 01:27
DeniSov
OptionТы меня не агитируй. Я был лично знаком с севастопольскими подпольщиками. Они мне многое про татар рассказали.
Агитация - не мой профиль.
А вот ЧТО И КАК происходило в действительности - мой. Люблю я копаться в истории. Но только в реальной, а не в "представляемой на всеобщее обозрение".
yaros66
Option
В архивы, батенька, в архивы
Вы мне товарищ мозги не пудрите, я с архивами имел дело, и как с ними работать знаю.... если уж ссылаетесь, будьте любезны, дайте ссылку на архивный номер документа....Как это принято в приличном обществе, иначе болтология....из того что я навскидку нашел... письма и донесения, про татар вообще нет ничего http://ricolor.org/history/voen/bitv/xix/krym/1/ Впрочем если вы укажите где искать, буду вам признателен...
Для начала поищите тут, там есть "концы" всё глубже, глубже и глубже"::
Архивный фонд Крымского штаба партизанского движения:
П-151, насчитывает 648 дел;
Архивный фонд Крымского обкома Компартии Украины (в период Вели-
кой Отечественной войны — обком ВКП (б)) хранится под номером П-1.
А вообще, если Вы реальный архивист, то требование неких "ссылок" с Вашей стороны, это нонсенс.
Если Вы реально работали с закрытыми документами в архивах, то Вы вполне должны себе представлять и все правила работы с подобными документами.
Нет?...
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 01:30
Option
Вы же за Крымскую войну говорили, за ВОВ я документы и без вас найду...Дык я не говорил, что я архивист...просто приходилось часто иметь дело с историческими документами в Публичке.....
Option 2470 08/11/2008 915 СССР, Севастополь. 24/02/2019 в 01:32
yaros66
Option
Вы же за Крымскую войну говорили, за ВОВ я документы и без вас найду...
О, как... А за Крымскую войну все реальные документы у вас в Питере. Неужели не знаете где?
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 01:35
Option
О, как..

О как! вы же сказали что их читали, Госархив находится недалеко от моего дома....но вряд ли мне выдадут просто так документы....
Я вот как-то больше .... литературе того времени верю....
https://litresp.ru/chitat/ru/С/sedih-andrej/toljko-lyudyah/9
citoyen 9739 10/07/2006 382 24/02/2019 в 01:38
Был тут один Крымский татарин на форуме и слился. Толи убили , толи у Порошенко в штабе. Всё подрывал опоры электрические.
Option 2470 08/11/2008 915 СССР, Севастополь. 24/02/2019 в 01:56
yaros66
Option
О, как..
О как! вы же сказали что их читали, Госархив находится недалеко от моего дома....но вряд ли мне выдадут просто так документы....
Я читал. Но далеко не всё содержимое этих архивов.
Катькины указы, письма (отчеты, рапорты) Потёмкина - интересно, но не шибко информативно.
Гораздо интереснее читать сохранившиеся там же донесения и рапорты начальственных людей рангом ГРАЗДО пониже. А потом сопоставлять всё это с сохранившейся канцелярской отчетностью всяческого рода снабженцев и обеспечителей.
ОЧЕНЬ интересно и занимательно, скажу я Вам.
И при сопоставлении и анализе ФАКТОВ, указанных в этих документах, очень многие общепринятые "картинки" не сходятся с общепринятыми "понятиями", но приобретают вполне логичную сущность.
В общем, "прочитать" Историю можно. И вполне объективно. ДЛЯ СЕБЯ. Ибо опубликование объективных выводов и заключений устроит далеко не всех.
Ну да и фиг с ним.
Про крымских татар, лично ДЛЯ СЕБЯ, я выводы сделал. Но ни в коем случае никому их не навязываю.
По моему мнению, каждый должен сделать эти выводы сам.

За сим отклАняюсь.
citoyen 9739 10/07/2006 382 24/02/2019 в 01:58
Option
И при сопоставлении и анализе ФАКТОВ, указанных в этих документах, очень многие общепринятые "картинки" не сходятся с общепринятыми "понятиями", но приобретают вполне логичную сущность.
В общем, "прочитать" Историю можно. И вполне объективно. ДЛЯ СЕБЯ. Ибо опубликование объективных выводов и заключений устроит далеко не всех.

Ну поведай.
Option 2470 08/11/2008 915 СССР, Севастополь. 24/02/2019 в 02:04
citoyen
Option
И при сопоставлении и анализе ФАКТОВ, указанных в этих документах, очень многие общепринятые "картинки" не сходятся с общепринятыми "понятиями", но приобретают вполне логичную сущность.
В общем, "прочитать" Историю можно. И вполне объективно. ДЛЯ СЕБЯ. Ибо опубликование объективных выводов и заключений устроит далеко не всех.

Ну поведай.

С хуя ли? Сам просвещайся, дорогой, если действительно интересно. Я к тебе в "просветители" не нанимался. :smith:
citoyen 9739 10/07/2006 382 24/02/2019 в 02:10
Option
citoyen
Option
И при сопоставлении и анализе ФАКТОВ, указанных в этих документах, очень многие общепринятые "картинки" не сходятся с общепринятыми "понятиями", но приобретают вполне логичную сущность.
В общем, "прочитать" Историю можно. И вполне объективно. ДЛЯ СЕБЯ. Ибо опубликование объективных выводов и заключений устроит далеко не всех.

Ну поведай.

С х*я ли? Сам просвещайся, дорогой, если действительно интересно. Я к тебе в "просветители" не нанимался. :smith:

О как. Я и сам просвещенный. Запишу тебя в неадекватных.
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 02:11
Option
Вы уж определитесь какое время описываете? То Крымская война, то ВОВ то Потемкин...мешанина сплошная...я вот к своему стыду Севастопольские рассказы, лет 40 не читал со школы...сейчас просматриваю, пока ничего не нашел....ну не мог Толстой пройти мимо фактов диверсий со стороны местных народов... а он свидетель и участник войны....хотя может быть что-то и найду....
Уралмаш 4009 25/02/2014 889 Екатеринбург , Россия 24/02/2019 в 08:30
yaros66
DeniSov
Да вам я верю, и про ВОВ тоже знаю....речь не об этом....товарищ написал гневную речь, но судя по опИскам, много отсебятины.....Лаки да страшная история, такое забывать нельзя
https://mitrofanova-m.livejournal.com/389252.html
После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
Получается что и Крымских греков депортировали? Честно говоря об этом не знал.Зы ловлю на слове, мне как фотографу было интересно бы там поснимать, так что если соберусь к вам с удовольствием приму ваше приглашение :friend:

И не только греков, и армян, и болгар, моего отца с родителями, а они болгары, тоже в Лобву, а это строго на север от Свердловска. Я часто потом у отца спрашивал, почему их депортировали, ответ был просто из-за татар............
Lennik2009 1382 27/03/2014 184 Щелково Подмосковье 24/02/2019 в 09:07
yaros66
Однако попутали, МенЬшиков А.Д. был сподвижник Петра,

Александр Данилович тоже был Меншиковым. :) Без мягкого знака.
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 11:30
:confused:
Lennik2009
Без мягкого знака.

Согласен мой косяк....
Barra 8709 14/07/2008 1130 Севастополь,Россия. 24/02/2019 в 12:26
yaros66
Согласен мой косяк....

Запятую поставь после слова "согласен".
Грамотей, мля..
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 12:57
Barra
мля..

Таки, такое слово есть в русском, любезный?....Если уж решили делать другим замечания , не косячте сами....И на вы, будьте любезны....
Joke 1433 03/07/2008 473 Горы слева, горы справа, посредине ... 24/02/2019 в 16:54
Не надо забывать о неустанной опеке крымтатар, геополитическим партнером - Турцией. Из времен украинской оккупации - бесплатные курсы турецкого, обучение детей в Турции, поездки в горячие точки. Всегда из Турции приезжали хорошо подготовленные лидеры курултая и мутили народ.
В обращении к германскому правительству от 21 июля 1918 г. председатель Временного Бюро татарского парламента (Курултая) А. Х. Хильми и его единомышленник А. С. Айвазов (за которыми явно стоял Дж. Сейдамет) отметили, что татары - "наиболее старинные господа Крыма" и посему следует восстановить их "владычество". Эти деятели выдвинули следующие пункты: "1) преобразование Крыма в независимое нейтральное ханство, опираясь на германскую и турецкую политику; 2) достижение признания независимого крымского ханства у Германии, ее союзников и в нейтральных странах до заключения всеобщего мира; 3) образование татарского правительства в Крыму с целью совершенного освобождения Крыма от господства и политического влияния русских; 4) водворение татарских правительственных чиновников и офицеров, проживающих в Турции, Добрудже и Болгарии, обратно в Крым; 5) обеспечение образования татарского войска для хранения порядка в стране; 6) право на возвращение в Крым проживающих в Добрудже и Турции крымских эмигрантов и их материальное обеспечение". Далее в обращении подчеркивалось: "Турецкий и мусульманский мир готовятся к политическому союзу с Великой Германской Империей, своей спасительницей, принеся в жертву сотни тысяч людей, и в дальнейшем готовы принести жертвы в еще большем масштабе, чтобы укрепить навсегда достигнутое могущественное положение. В то время как Россия, его великий исторический враг, погибла и дорога в Индию, свободная для Германии, поколебала твердыню Англии, мусульманский мир находит силу в твердой решимости тех магометан, которые в Крыму и на Кавказе в течение столетий были лишены чести иметь право умереть за свои стремления и надежды"

http://www.pseudology.org/Crimea/Archives_of_Crimea2.pdf
Крымтатары тоже разные, среди степняков больше поддерживали Советскую власть. Среди южно-бережных и горных было больше выступивших на стороне Сатаны. Те, кто выступил на стороне интервента должны быть осуждены своим народом. Герои должны жить в душе вечно.
Бесплатный совет страдальцам.Воевал за нас — почёт и уважение. Воевал против нас — вечный позор и забвение.
Не так давно случилась вторая мировая война, которую (как и предыдущую) устроили передовые европейские державы для решения своих европейских проблем.

В ходе той войны объединённая Европа напала на нас, имея целью физическое уничтожение нашего народа и захват наших территорий.

Для нас это была война за физическое выживание народа. Цивилизованные европейцы тогда убили 27 миллионов наших предков. Малая часть погибла в боях, остальных убили для того, чтобы освободить от нас нашу землю.

По сути это было вторжение людоедов под руководством Сатаны. А на стороне добра и света против людоедов были мы. Потому что именно мы победили и перебили людоедов, именно мы добили Сатану прямо в его логове.

Само собой, в ходе войны сумели проявить себя самые разнообразные божьи твари. Которые, к примеру, массово переходили на сторону людоедов и под руководством Сатаны убивали нас. Большинство из них получило по заслугам и успешно гниёт в нашей земле.

Но некоторые остались живы и теперь жестоко страдают, потому что они ведь боролись с большевизмом, сознательно убивали наших военных-коммунистов, убивали наших партизан-коммунистов, убивали наших женщин и детей.

Убивая наших отцов и дедов они делали благое дело — воевали с нами на стороне Сатаны. А дома их ждали матери и жёны, которые их любили и кормили, тем самым помогая убивать нас. Поэтому сегодня мы должны их любить и уважать.

Так вот каждому предателю, каждому сыну, дочери и внуку предателя следует знать. Нет никакой разницы, какой на дворе социальный строй. Если твой предок — предатель, если твой предок предал Родину и воевал на стороне людоедов — говори об этом вслух.

Скажи громко: в трудный для Родины час мой добрый и хороший народ возглавили предатели, перебежавшие на сторону людоедов и служившие Сатане. Будь прокляты эти твари во веки веков за то, ввергли мой народ в предательство. Вот их имена — будь они прокляты во веки веков перед людьми и перед богом. Мы каждый день проклинаем их в наших церквях и мечетях. Будь прокляты они сами, будь прокляты их верные жёны, будь прокляты дети, которые ими гордятся.

Были в твоём народе герои? Конечно, были. Они сражались против людоедов на стороне добра — вот их имена. Почёт им и слава, их имена — гордость нашего народа. Мы каждый день молимся за них в наших церквях и мечетях, потому что мы живы только благодаря им.

Вот после этого в башке у народа наступит ясность. Воевал за нас — почёт и уважение. Воевал против нас — вечный позор и забвение.

И не надо будет в очередной раз завывать «о наших дедушках-предателях, доблестно служивших в SS, опять плохо отзываются, а ведь они делали доброе дело — убивали коммунистов, их жён, стариков и детей».

Попытки оправдать Сатану и его пособников — не меньший позор, чем соучастие в делах людоедов. https://oper.ru/news/read.php?t=1051621549

По ссылке у Кассада https://colonelcassad.livejournal.com/4791763.htmlочень хороший документ под спойлером в пдф формате
ТАТАРСКИЕ (МУСУЛЬМАНСКИЕ) КОМИТЕТЫ ВРЕМЕН ОККУПАЦИИ КРЫМА 1941-1944 ГОДОВ И ИХ РОЛЬ В ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЕ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ (Сборник документов и материалов)

Педалируют тему и вопрос национального недовольства кроты-засланцы из руководства, может за деньги или по недопониманию. Перезахоронение военных преступников или чествование памяти национального лидера, но обязательно с подтекстом.
«22 февраля в мечетях Крыма пройдут дуа (молебны) в память о Номане Челебиджихане, первом муфтии Крыма, Польши, Литвы и Беларуси. Духовное управление мусульман Крыма призывает всех крымчан почтить память легендарного человека, судьба которого была неразрывно связана с Крымом, с его будущим. 24 февраля памятное мероприятие состоится в Севастополе, у площади памяти Восставших, где будут возложены цветы у барельефа Номана Челебиджихана», – сообщили в ДУМК.Челебиджихан был убит 23 февраля 1918 года в Севастополе.http://www.c-inform.info/news/id/74322
Убили конечно большевики, хотя это были анархисты, а с большевиками Номан, ратующий за национальную крымско-татарскую автономию, договаривался. Ну и все, в таком контексте, что против советской власти, но за народ - это правильно. Понимаете, к чему потихоньку скатывается. Вна уже полным ходом бушует.
POMA84 2728 24/07/2009 647 24/02/2019 в 17:07
- У меня все ходы записаны.
- Контора пишет....
"12 стульев"

...
Отличились будущие «невинные жертвы сталинизма» и на противоположном конце Крымского полуострова, когда 13(25) мая 1855 года вражеские войска вступили в Керчь. Спасаясь от разбоя, христианское население города и окрестных деревень, бросив своё имущество, бежало под защиту русской армии:

«Дорога была покрыта в несколько рядов всевозможными экипажами и пешеходами, в числе которых были и дамы, представительницы лучшего общества в Керчи. Спасаясь бегством без предварительных приготовлений, они бросились из города в чём были. В одном платье и в тонких башмаках, от непривычной скорой ходьбы по каменистой дороге, женщины падали в изнеможении, с распухшими и окровавленными ногами. Но этого мало: изменники татары бросились в догоню, грабили, убивали, а над молодыми девушками производили страшные бесчинства. Насилия татар заставляли переселенцев забыть об усталости и спешить за войсками, обеспечивавшими их от опасности» [Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.III. СПб., 1900].

Как сообщает действительный статский советник Григорьев в уже упоминавшейся «Записке по поводу войны 1853–1856 г.»: «С моря угрожаемые неприятелем, на своей степи преследуемые изменниками татарами, несчастные керченцы, при всём изнурении сил, движимые чувством страха, бежали по терновой и каменистой дороге, пока не укрылись в безопасное место» [Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.III. СПб., 1900м]. Из 12-тысячного населения в городе осталось не более 2000 человек[Там же].

Впрочем, не все крымские татары оказались предателями. Находившаяся в Севастополе льготная часть лейб-гвардии крымско-татарского эскадрона принимала участие в защите города. В ночь с 24 на 25 сентября (с 6 на 7 октября) 1854 года во время рекогносцировки, предпринятой русской кавалерией, гвардейцы-татары захватили врасплох разъезд из четырёх английских драгун. Двое из неприятелей были убиты, двое других взяты в плен[Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900.]. За этот подвиг унтер-офицер Сеитша Балов и рядовые Селим Абульхаиров и Молладжан Аметов были награждены знаком отличия военного ордена[Муфтий-заде И. М. Очерк военной службы крымских татар (по архивным материалам). Симферополь, 1899.].

Справедливо полагая, что волнения в Евпаторийском уезде могут вредно отозваться на военных операциях, князь А. С. Меншиков предписал таврическому губернатору генерал-лейтенанту В. И. Пестелю выселить из Крыма в Мелитопольский уезд всех татар, живущих вдоль морского берега, от Севастополя до Перекопа. «Мера эта, — писал князь Меншиков военному министру генерал-лейтенанту князю В. А. Долгорукову 30 сентября (12 октября) 1854 года, — в настоящее время, по моему мнению, будет тем более полезна, что татары сочтут это за наказание, учинённое им, в то самое время, когда неприятельская армия ещё находится в Крыму, и покажет остальным татарам, что правительство нисколько не стесняется присутствием врагов, для примерного наказания тех из них, которые изменяют долгу присяги, содействуя неприятелю в способах приобретения довольствия» [Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900.].

Впрочем, высказывалось и другое мнение. Из донесения майора Гангардта от 6(18) октября 1854 года:

«Татары Евпаторийского уезда, без сомнения, сами навлекли себе те бедствия, которые теперь испытывают, но рассмотрев беспристрастно все обстоятельства, сопровождавшие быстрое подчинение целого уезда власти неприятеля, нельзя не сознаться, что мы сами виноваты, бросив внезапно это племя, — которое, по религии и происхождению, не может иметь к нам симпатии, — без всякой военной и гражданской защиты, от влияния образовавшейся шайки злодеев и фанатиков, и надобно удивляться, что врождённая склонность татар к грабежам не увлекла толпу в убийства и к дальнейшему возмущению в прочих местах Крыма, долго остававшихся без войск. Я убеждён, что изыскания серьёзного следствия докажут, что в татарском народе далеко нет того духа измены, какой в нём предполагают, и потому следовало бы принять решительные меры, чтобы жалкое население многих деревень Евпаторийского уезда, разбежавшееся от страха, что казаки их перережут, и лишившееся через то всего своего имущества, не погибло от голода и стужи с приближением суровой зимы» [Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900.].


Тем не менее, государь одобрил замысел Меншикова, хотя и с некоторыми оговорками:

«Я разрешил твоё представление о переселении прибрежных татар, к чему вели приступить, когда удобным найдёшь, но обращая должное внимание, чтоб мера сия не обратилась в гибель невинным, т. е. женщинам и детям, и не была б поводом к злоупотреблениям. Полагаю, что ограничишь переселение только татарами Евпаторийского и Перекопского уездов, но не южных; в особенности ежели они останутся чуждыми измене других. В горах едва ли даже возможно будет меру эту привесть в исполнение без величайших трудностей, и вероятно поставило бы всё население против нас» [Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900.].

Увы, этот план так и не был приведён в исполнение. 18 февраля (2 марта) 1855 года Николай I скончался, успев перед этим 15(27) февраля отстранить Меншикова от командования. Взошедший на престол Александр II отличался либерализмом и потаканием инородцам. К тому же согласно 5-й статье подписанного 18(30) марта 1856 года Парижского мирного договора:

«Их величества Император Всероссийский, Император Французов, Королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, Король Сардинский и Султан даруют полное прощение тем из их подданных, которые оказались виновными в каком-либо в продолжение военных действий соучастии с неприятелем.

При сём постановляется именно, что сие общее прощение будет распространено и на тех подданных каждой из воевавших Держав, которые во время войны оставались в службе другой из воевавших Держав».


Таким образом, крымские татары были избавлены от справедливого возмездия за своё предательское поведение. Однако вскоре после окончания войны турецкие агенты и мусульманское духовенство развернули среди них широкую кампанию за переселение в Турцию. Под влиянием этой пропаганды в 1859–1862 годах поднимается новая волна массовой добровольной эмиграции крымских татар. По сведениям местного статистического комитета, к 1863 году в Турцию выехало свыше 140 тыс. человек.
К_с_а 490 02/06/2018 142 24/02/2019 в 17:39
Тема депортации далеко не новая, а крымские татары были не единственным народом который депортировали. Вопрос в том, какие акценты при этом расставлять и каких целей добиваются. Можно искать конструктив, а можно проблему и скандал.

Статья достаточно старая, но неплохая.
СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О СТИЛЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАЛМЫКАМИ ДЕПОРТАЦИОННОЙ ТРАВМЫ
http://knigi.konflib.ru/8istoriya/131726-1-e-b-guchinova-kto-staroe-pomyanet-kto-staroe-zabudet-stile-perezhivaniya-kalmikami-deportacionnoy-travmi-stat.php
В 1990-е гг. табу на «тайную историю» калмыков было снято, депортационный период стал популярной темой общественных обсуждений.
Из народа-изгоя калмыки стали примерять и развивать образ народамученика в буддистском понимании страдания. В эти годы появилось немало мемуаров, это была беспроигрышная тема в искусстве и литературе. В начале 1990-х авторы спешили «застолбить» за собой перспективную научную тематику, однако кроме трех брошюр никаких фундаментальных научных трудов так и не появилось. Что было сделано? Опубликованы ряд архивных материалов о выселении и воспоминания, которые группировались по признаку субъектности: воспоминания узников Широклага, воспоминания выселенных на Таймыр.

Все исследования о депортациях российских народов обычно принадлежат историкам, представителям депортированных народов, и апеллируют к государству, которое предположительно должно компенсировать материально и морально принесенный депортированным народам ущерб. А поскольку государственные выплаты ограничены, то в стремлении получить постдепортационные компенсации наказанные народы выступают как конкурирующие. С другой стороны, соревнование в перенесенных бедах должно было показать государству, какой народ надо поддержать в первую очередь — конечно, тот, который пострадал больше. Компаративные исследования, посвященные насильственным выселениям народов, появившиеся в конце 1990-х, не рассматривали калмыцкий материал, ограничиваясь северо-кавказскими народами.

Такое замалчивание народной трагедии было связано с обвинением в предательстве всего народа. Вот как вина народа сформулирована в Указе Президиума Верховного Совета СССР за № 115/144: «Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население» [9, с. 21].
Несмотря на то, что государственное обвинение сформулировано по нескольким пунктам, в народном сознании отпечаталось одно обвинение — в том, что калмыки добровольно пошли на службу в созданное немецким командованием вспомогательное воинское подразделение, которое в пропагандистских целях было названо Калмыцким кавалерийским корпусом (ККК). В народе считалось, что основное обвинение строилось на том обстоятельстве, что на территории республики была сформирована добровольно только одна национальная дивизия, что по численности втрое меньше корпуса.

Государственное отношение к депортационной проблематике сдержанное и по сей день: депортационная проблема находится под идеологическим контролем государства — и Центра, и местной администрации, которая в вопросах, связанных с межнациональными отношениями и территориальными претензиями, часто особенно осторожна. В отличие от Центра, задача которого — в рутинизации проблемы, местная власть заинтересована в том, чтобы управлять депортационным дискурсом — не допустить его забвения и в то же время не позволить его чрезмерного развития, особенно появления новых лидеров, использующих энергию обиды/травмы.
Проблема депортации не забывается, и в определенные дни — 28 декабря, 23 февраля и 9 мая — становится в обществе приоритетной, но тональность публичных заявлений сдержанная, обращенная в прошлое.

Основное послание этих обсуждений — такие трагедии не должны повторяться. Как написал в предисловии к сборнику документов «Ссылка калмыков: как это было» Президент РК Кирсан Илюмжинов, «Мы и наши потомки должны знать И помнить, как это было, чтобы горький урок Истории больше никогда не повторился. Таков завет тех, кто не вернулся из далекой холодной ссылки в родные степные просторы. Будем же достаточно мудры, чтобы не пренебречь опытом прошлого, потому что это нужно для нашего будущего» [15, с. 4].
Treasurer 4107 04/11/2015 955 24/02/2019 в 17:44
yaros66
Barra
мля..

Таки, такое слово есть в русском, любезный?....Если уж решили делать другим замечания , не косячте сами....И на вы, будьте любезны....

И много вас? :pop:
yaros66 9951 18/04/2014 537 Питер 24/02/2019 в 17:48
Treasurer
И много вас?

И те далече...хотите пообщаться? Че встреваете в чужие разборки....? :devil: