1. Кожаная куртка - типичная одежда квалифицированного механика. Она не пачкается маслом, как одежда из ткани, скорее даже приобретает блеск. Поэтому её носили до войны квалифицированные (это всё-такие не очень дешёвая одежда) рабочие, водители, авиаторы, спортсмены авиа- и мотоспорта.
2. В ходе войны по той же причине она стала формой автомобильных и бронечастей.
Приказом по Военному ведомству № 510 от 1914 г. автомобильным частям присвоено обмундирование образца Железнодорожных частей инженерных войск (с некоторыми отличиями, которые будут перечислены ниже) - как форма военного времени, так и форма мирного времени, которая делилась на парадную, обыкновенную, служебную, повседневную.
Офицеры: к парадной и повседневной форме имели серебряные эполеты, поле и подбой алые, на которых шифровка золотистого металла в виде номера роты или сокращенного наименования Округа (для отдельных команд), со спецзнаком (желтого металла), установленным Приказом № 228 от 1911 г.
avohistory-5.jpg (13106 bytes)При обыкновенной и служебной форме - алые погоны с серебряным галуном, золотистой шифровкой (размер погонной шифровки больше эполетной) и таким же спецзнаком, как и на эполетах.
Мундир двубортный (одинаковый по покрою у нижних чинов и офицеров). Воротник мундира черный с алой выпушкой по всем сторонам воротника. По борту мундира проходит алый кант. Тулья фуражки темно-зеленая, околыш черного бархата. С тремя алыми выпушками(на тулье, верху и низу околыша). Цвет формы темно-зеленый. На брюках по шву алая выпушка. Клапаны воротника шинели черного бархата, выпушка алая. Вокруг воротника шинели также алая выпушка.
Эмблема(спецзнак) автомобильных частей Русской Армии. Утвержден Приказом по Военному Ведомству № 228 от 1911 г.
Нижние чины: фуражка с темно-зеленой тульей и черным околышем и тремя алыми выпушками, подбородочным ремнем и козырьком. Погоны двусторонние - с одной стороны алые с желтыми эмблемами и шифровкой, нанесенными краской, с другойavohistory-6.jpg (21814 bytes) стороны цвета мундира с эмблемами и шифровкой светло-зеленого цвета. Пуговицы образца инженерных войск: белого металла с двуглавым орлом, сидящим на скрещенных топорах. Суконная рубаха пехотного образца, с обшивкой алого сутажного шнура и с пуговицами белого металла (позднее появилась хлопчатобумажная гимнастерка пехотного образца). При парадной форме настежной лацкан, обшлага черного сукна с алыми выпушками. Шаровары укороченные темно-зеленые, с нашивкой алого сутажного шнура. Шинель пехотного образца. Сапоги пехотные, перчатки коричневые - летние и зимние. Поясной ремень кавалерийского образца. Папаха обр.1911г. согласно Приказа № 526 от 1911 г.
Кроме того, автомобилисты имели, как престижные отличия, кожаную "шведскую" куртку, шаровары из лайковой кожи (см. рисунок), полушубок - в соответствии с Приказом № 131 от 1911 г.
3. То есть материальный источник этого обмундирования - форма авточастей (а также авиаторов и некоторых других служб), а "идейный" - то, что это по своему происхождению не военная форма, а одежда рабочего-механика.
4. Кожаные куртки были отшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для вновь организуемого авиационного батальона.
В силу обстоятельств оказались невостребованы по назначению.
5. Были закуплены в Англии до революции для инженерных и технических частей.
6. Были завозы из Британии кожаных пальто по распоряжению Черчилля - северными конвоями: именно для фронтовых шоферов. Только их тут же распредели по аппаратам наркоматов. Не то Берия младш., не то Микоян, как напряженно пошутил прилетевший в СССР Черчилль, увидев на аэродроме толпень НКВДеев и МИДовцев в коже:
- Зачем меня встречает сто шоферов?