Все виды пиратства были запрещены в далёком 1856 году Парижской декларацией о принципах морского международного права. Позже на ту же тему приняли ещё несколько конвенций по морскому праву и прочей борьбе за безопасность судоходства.
Согласно статье 101 Конвенции ООН по морскому праву, пиратством является любой акт насилия, совершаемый с личными целями в открытом море. Так что пиратами могут быть и посторонние лица, проникшие на судно, и экипаж (в случае бунта, например), и даже пассажиры. Пиратскими могут быть как частногражданские суда, так и государственные, в том числе военные корабли. Военных приписали задним числом, вспоминая «волчьи стаи» гросс-адмирала Дёница.
Самое главное условие — отплыть достаточно далеко в открытое море, вне юрисдикции какого-либо государства. А юрисдикция государств в среднем по планете распространяется на 200 морских миль от побережья. То есть, нападая на судно в исключительной экономической зоне, чисто юридически вы не будете пиратом. Даже если вы в треуголке и с бутылкой рома. Большинство современных пиратов должны быть выгнаны из профсоюза, потому что чаще всего нападения совершаются как раз под боком собственного государства. В надежде на то, что национальное право закроет глаза на их шалости. Смекаете?
И тут интересен вот такой оверштаг. Юристы иного государства могут не усмотреть пиратства даже в вооружённом захвате танкера организованной группой. А, например, наши увидят его и в угоне дырявой посудины на реке Волге. Потому что в нашем Уголовном кодексе есть статья 227, и она работает. Скажем, Следственный комитет по делу Arctic Sunrise выразился ясно: если он захочет, то найдет состав «пиратство», даже если захвачено было не судно, а нефтяная платформа. Следователи же, например, Сомали ищут не там и не тех. В итоге, к пиратам долго и нормы международного права не применялись, потому что развлекались они в юрисдикции родной страны, а дома ни виселица, ни другое уголовное наказание им не грозило.
....
Дальше судьба пирата, попавшегося с поличным, могла пойти по одному из трех путей.
Вешать! Самый короткий — «йеменский вариант». В 2009 году йеменский танкер Qana был захвачен сомалийцами и освобождён йеменскими ВМС. Шестеро пиратов были повешены, шестеро получили тюремный срок.
Не вешать! Длинный извилистый путь демократии можно условно назвать «американским». В 2010 году крайне невезучие сомалийские пираты приняли американский фрегат Nicolas за торговое судно. Американский суд приговорил сомалийцев к пожизненному сроку и еще к 80 годам про запас. Можно сказать, что пиратам повезло: дело рассматривалось в штате Виргиния, а в другом штате могли и к смертной казни приговорить.
Третий путь, конечно же, наш — духовный и уникальный. В 2010 году танкер «Московский университет» был захвачен пиратами и через сутки спасён БПК «Маршал Шапошников». Потом про это ещё и фильм сняли. Случай примечателен тем, что это было именно чистое пиратство в открытом море на расстоянии 500 морских миль до берега.
Пиратов положили фейсом в палубу, а затем встал вопрос, что же с ними делать дальше. Российский корабль подчиняется законам РФ. Всегда. И вот тут начинается… Дело в Индийском океане. «Шапошников» на боевой службе, после завершения которой идет во Владивосток. А ведь при задержании подозреваемого должен быть составлен протокол, ему должны быть разъяснены права. Задержать без предъявления обвинения можно только на 48 часов. В течении 24 часов подозреваемого надо допросить. Для этого ему надо предоставить переводчика, защитника и даже один телефонный звонок. Полистав закон, командование 44-й бригады противолодочных кораблей решило, что пиратов надо понять, простить. И отпустить, без оружия, конечно. Так и сделали. Дали небольшую лодочку, воды, еды и дружеское напутствие. Дальнейшая судьба отпущенных на волю неизвестна.
https://cont.ws/@nyka/790496