На Курской АЭС-2 началось армирование фундаментной плиты реакторного здания блока №1
22 Декабря, 2017
21 декабря 2017 года на площадке сооружения станции замещения Курская АЭС-2 своевременно, в установленные Госкорпорацией «Росатом» сроки стартовало главное ключевое событие года - армирование фундаментной плиты реакторного здания энергоблока №1. На уложенную арматуру нижнего пояса фундаментной плиты был смонтирован первый армоблок весом 16 тонн.
Всего в фундаментную плиту здания будут смонтированы 105 армоблоков общим весом более 1600 тонн. Это позволит в первом полугодии 2018 года приступить к укладке в фундаментную плиту реакторного здания блока первого бетона.
Перед установкой армоблока в торжественной обстановке в арматуру фундаментной плиты был заложен памятный знак – соединительная муфта с гравированной надписью «
Будущее закладывается сегодня! Первая муфта инновационного энергоблока ВВЭР-ТОИ».
По мнению губернатора региона А. Михайлова, Курской области выпала большая честь - одной из первых в мире построить и ввести в строй АЭС с реакторами нового поколения ВВЭР-ТОИ. «Нынешнее событие стало возможным благодаря поддержке со стороны Президента России и руководства «Росатома». Строительство станции замещения КуАЭС-2 с энергоблоками, соответствующими современным мировым стандартам безопасности, открывает до конца XXI века перед регионом такие перспективы развития, которые имеет не каждая область России», - подчеркнул он.
«Очень символично, что сегодняшнее событие состоялось в год 25-летия Концерна «Росэнергоатом» и 10-летия Госкорпорации «Росатом» - новейшей истории атомной отрасли, - сказал директор Курской АЭС Вячеслав Федюкин. – Сооружение первого в нашей стране энергоблока с ВВЭР-ТОИ является примером неотъемлемого свойства атомной энергетики - быть на острие научно-технического инновационного развития. Энергоблоки нового образца ВВЭР-ТОИ - это современнейшая разработка, венец научно-технической мысли нашей атомной отрасли».
Армирование фундаментной плиты осуществляется в несколько этапов: устройство армирования нижнего пояса; монтаж армоблоков; устройство армирования верхнего пояса; установка арматурных выпусков под вышележащие конструкции для жесткого соединения с фундаментной плитой.
На площадке сооружения Курской АЭС-2 выполняются другие работы. В их числе разработка в 2017 году грунта в объеме 1,2 млн. куб. м. В основание зданий и сооружений Курской АЭС-2 уложено более 800 тыс. куб. м песчано-гравийной смеси и песка. Завершаются работы по сооружению подстанции 330/10 киловольт (кВ) с подготовкой необходимой технической документации для ввода объекта в эксплуатацию.
Для справки:
Курская АЭС-2 – станция замещения выбывающих из эксплуатации энергоблоков ныне действующей Курской атомной станции. Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков АЭС-2 . с новым типом реактора ВВЭР-ТОИ планируется синхронизировать с выводом из эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 действующей атомной станции.
В соответствии с Директивным графиком сооружения физический пуск энергоблока №1 Курской АЭС-2 намечен в конце 2022 года, энергоблока №2 - в конце 2023 года.
ВВЭР-ТОИ («типовой оптимизированный и информатизированный энергоблок» технологии ВВЭР) отвечает современным российским и международным требованиям безопасности, обладает более длительным сроком службы и большей установленной мощностью по сравнению с реакторами действующей АЭС.
Застройщик - технический заказчик объекта – АО «Концерн Росэнергоатом». Генеральный проектировщик и генподрядчик – АО ИК «АСЭ».
http://www.rosatom.ru/journalist/news/n ... a-bloka-1/
ВВЭР-ТОИ: водо-водяной реактор 3.0
Власти РФ инициировали работу над ВВЭР-ТОИ, водо-водяным реактором большой мощности нового поколения, в 2009 году. По всей видимости, к активной работе по модернизации проекта подталкивали опасения возросшей конкуренции со стороны США. Как раз годом ранее Китай заказал у Westinghouse 4 блока AP-1000. И хотя китайцы всегда исповедовали принцип «каждому поставщику – по площадке» (Россия получила контракт по Тяньваньской АЭС до США), эксклюзивный контракт с американцами, предполагающий передачу технологий, сделал шансы Westinghouse на расширение присутствия на рынке КНР выше, чем у РФ.
Как следствие, перед российскими атомщиками была поставлена задача повысить конкурентоспособность экспортного предложения России, в том числе за счет применения самых современных технологий.
Заказчиком, а значит, и владельцем прав на созданный продукт выступил концерн «Росэнергоатом». Генпроектировщиком выбрали московский Атомэнергопроект, главным конструктором выступило ОКБ «Гидропресс» (реактор), ВНИИАЭС конструировал АСУ ТП и рассчитывал экономическую модель блока нового поколения, НИАЭП совместно с Alstom работал над машинным залом.
Аббревиатура «ТОИ» расшифровывается как «типовой, оптимизированный, информатизированный». Упор на слово «информатизированный» сделан не зря. На разработку IT-решений, систем и ПО для проекта, которые позволили создать интеллектуальную информационную модель атомной станции, ушла примерно половина его бюджета. В итоге теперь никто не сможет упрекнуть российский проект в слабой презентационной части, или «обертке», по сравнению с конкурентами, как было 10 лет назад на тендере по Олкилуото в Финляндии, где Атомстройэкспорт потерпел поражение.
Первые образцы ТОИ планируется построить на АЭС «Аккую» в Турции, которую сооружает Атомстройэкспорт и которой впоследствии будет управлять Росэнергоатом, а также на Курской АЭС-2. Правда, формально на Аккую поставляется АЭС-2006, прежний апгрейд технологии ВВЭР, «с элементами ТОИ» – ведь Россия не могла предложить на тендер совсем новый проект, не имеющий референтных образцов. На Курской АЭС-2 будут построены блоки непосредственно ВВЭР-ТОИ, которые и обеспечат в будущем референтность.
Следующей площадкой для ТОИ, как предполагается, станет Смоленская АЭС-2, что позволяет говорить о серийности проекта. Серийность – залог удешевления проекта за счет масштаба, а точнее, оптового заказа оборудования, и сокращения сроков стройки с 48 месяцев до 40.
Пока благодаря оптимизации разработчикам проекта удалось добиться снижения удельной стоимости строительства станции с примерно $ 3,4 тыс./кВт установленной мощности на Нововоронежской АЭС-2 до $ 2,7 – 2,8 тыс./кВт. Заказчик проекта – Росэнергоатом – готов подписаться под этой цифрой и уверен, что конкурентоспособность с мировыми, в первую очередь западными, аналогами достигнута. В основе этой уверенности – расчеты его собственной «дочки» ВНИИАЭС и независимого консультанта Burns & Roe.
Однако недаром глава Росатома Сергей Кириенко прогнозирует, что через 5 лет основными конкурентами РФ на рынке строительства АЭС будут вовсе не Европа и США, а Китай и Корея. Наш анализ показывает, что ВВЭР-ТОИ уже сейчас по стоимости проигрывает существующим и проектируемым реакторам этих стран при сопоставимых технических параметрах.
ТИПОВОЙ
Слово «типизированный» в аббревиатуре ТОИ означает, что проект без существенных изменений может быть реализован на совершенно разных площадках, отличающихся друг от друга географией, климатическими и сейсмическими условиям, от северной части России до тропиков. «Важно, чтобы мы не проектировали эту станцию каждый раз под новую площадку», – объясняет Александр Полушкин, который до недавнего времени курировал этот проект в концерне «Росэнергоатом», а теперь работает в Атомстройэкспорте.
«Наш проект легко адаптируется ко всем условиям площадок, даже к таким экстремальным, какие нам предлагают в Турции. То есть перенос этого проекта на турецкую площадку не приведет к изменению строительных конструкций, набора оборудования и т. д.», – заявляет А. Полушкин.
В рамках выполнения этого требования была выделена так называемая неизменяемая часть – главный корпус и сооружения, ответственные за безопасность. Ведь вспомогательные здания, физзащита, схема выдачи мощности, гидротехнические сооружения уникальны для каждой площадки.
ВВЭР-ТОИ основан на референтных решениях АЭС-2006, которые реализуются на Нововоронежской АЭС-2, переходит к техническим подробностям зам. управляющего дизайн-центром Атомэнергопроекта по технологии ВВЭР Александр Алаев. От АЭС-2006 новом проекту достались реакторная установка, вспомогательные системы, АСУ-ТП, машзал и теплообменное оборудование, которые подверглись значительной модернизации; системы безопасности были оптимизированы, конструкции упрощены.
Машинный зал был сконструирован совместно с концерном Alstom под применение тихоходной турбины (и генератора) мощностью 1255 МВт по технологии ARABELLE. В то же время, принимая во внимание запуск «Силовыми машинами» нового производства, которое позволяет выпускать тихоходные турбины большой мощности, не исключено, что ВВЭР-ТОИ пополнится опциональным вариантом машзала под российскую технологию.
Похожая ситуация и с АСУ-ТП. На данный момент в ВВЭР-ТОИ перенесены основные технические решения по автоматизации Нововоронежской АЭС-2, однако Росэнергоатом заинтересован в установке отечественного оборудования.
По безопасности в ВВЭР-ТОИ удалось достичь беспрецедентного уровня, благодаря оптимизации материалов и площади, новый блок способен выдержать ураганы и смерчи со скоростью ветра 56 м/с; падение самолета весом до 400 тонн; наводнение, ударную волну с давлением во фронте 30 Кпа, землетрясение до 8 баллов.
«Мы находились между двух полюсов, – рассказывает А. Полушкин. – Полюс первый – Европа, EPR-1600, активные системы безопасности, тяжелый проект с точки зрения количества бетона, металла, оборудования, сроков сооружения. Другой полюс – AP-1000, пассивные системы безопасности, в разы сокращенное количество металла, трубопроводов, оборудования, бетона и всего остального. Мы приняли некую серединную позицию – комбинация активных и пассивных систем. При этом мы себя чувствуем комфортно в таких же условиях, и как при аварии на Фукусиме с полным обесточиванием, как и при аварии с потерей теплоносителя. Более того, мы проигрываем комбинацию одновременно происходящих исходных событий – и потери теплоносителя, и обесточивания».
В части топлива базовый сценарий – традиционные для ВВЭР твэлы, хотя под требования EUR и потенциальных заказчиков в проект ВВЭР-ТОИ заложена возможность использования и MOX-топлива. Проект также предусматривает опцию долговременного хранения ОЯТ – емкости сухого контейнерного хранилища хватит на прием отходов от 10-летней эксплуатации (с возможностью расширения до 60 лет) 2 блоков АЭС при 18-месячном топливном цикле.
ОПТИМИЗИРОВАННЫЙ
По словам А. Алаева, задача по оптимизации проекта с целью обеспечить его конкурентоспособность с активно развивающимися и признанными лидерами в области атомной энергетики в цифрах выглядела так: ВВЭР-ТОИ должен был быть дешевле Нововоронежской АЭС-2 на 20 и на 10 % обойти по эксплуатационным затратам Балаковскую АЭС, нынешнего лидера по эффективности в РФ.
В действительности авторам проекта удалось добиться снижения стоимости по сравнению с Нововоронежской АЭС-2 не на 20, а на 17 %, признается А. Полушкин. В пересчете на удельную стоимость это означает $ 2,5 тыс. на киловатт установленной мощности по сметной документации, то есть по нормативным расценкам, или $ 2,7 – 2,8 тыс./кВт в реальных ценах.
Экономии удалось достичь благодаря снижению физического объема оборудования и трубопроводов, включая запорно-регулирующую арматуру, ориентировочно на 20 %, кабеля – на 10 %, существенного уменьшения вентиляционного оборудования, рассказывает экс-топ-менеджер Росэнергоатома.
Только одно из ноу-хау проекта – параллельное расположение парогенераторов – позволило упростить конфигурацию компонентов гермозоны, уменьшить объем бетона на 10 %, сократить трудозатраты на изготовление и возведение конструкций на 20–25 %, уменьшить время строительства конструкций гермозоны, лежащих на критическом пути, на 2–3 месяца, приводит конкретный пример А. Алаев.
Кроме того, было принято решение сократить площадь генплана и отказаться от железнодорожных перевозок по территории в пользу автомобильного транспорта. В результате площадь промплощадки сократилась примерно на четверть по сравнению с Нововоронежской АЭС-2, периметр физической защиты уменьшился на такую же величину, длина трубопроводов потребителей уменьшилась на 40 %, перечисляет главны инженер.
Оптимизировались не только стоимость, площадь, но и сроки. Период подготовки площадки к строительству у ВВЭР-ТОИ по-прежнему занимает 2 года, как и у Нововоронежской АЭС-2, однако срок осуществления строительно-монтажных работ сокращен с 43 до 32 месяцев, а пусконаладка, как ожидается, займет 8 месяцев против 11. Правда, 40-месячный суммарный срок сооружения от «первого бетона» до физического пуска достижим лишь в случае выхода на серийное строительство АЭС – этому будут предшествовать 2–2,5 года подготовительной работы; пока же речь идет о 48 месяцах.
о словам А. Полушкина, залог успеха при соблюдении столь жесткого графика – тщательно организованный подготовительный период, который исключает или сокращает ожидания поставок, рабочей документации, персонала (в среднем из-за ожиданий впустую тратится до 6 месяцев) и новые технологии, например несъемная опалубка, фибробетон, укрупнение металлоконструкций, укрупнение трубопроводов и оборудования.
Предварительный период до начала строительства в 2016 году включает не только работу по подготовке площадки, но и выбор подрядчиков и закупку оборудования. В связи с запуском ТОИ в Росатоме принято решение отказаться от раздельной закупки оборудования для каждого блока, по мере прохождения им лицензирования, в пользу проведения конкурсов на все блоки сразу. Причем не исключено, что лоты по 4 блокам Аккую и Курской АЭС-2 будут объединены.
ИНФОРМАТИЗИРОВАННЫЙ
В отличие от «ядерного острова», который эволюционировал от АЭС-2006 до ВВЭР-ТОИ, информационно-технологическая часть подверглась революционным изменениям. В ВВЭР-ТОИ задействованы самые передовые технологии, которые позволяют не только создать проект блока, моделировать его сооружение, получать информацию по АЭС на всех стадиях ее жизненного цикла, но и контролировать протекание этих процессов через системы управления стоимостью, закупками, поставками и сроками.
В ходе разработки и согласования проекта даже чиновники выучили такие понятия, как 3D и Multi-D, когда к проектно-конструкторской документации с интерфейсом в виде трехмерной модели (три пространственные координаты) добавляются новые элементы, например календарно-сетевой график, управление стоимостью проекта, база данных поставщиков. В рамках проекта удалось создать уникальную комплексную систему управления информацией по станции, не имеющую аналогов в мировой практике, гордится заместитель директора Атомэнергопроекта по перспективному проектированию Сергей Ергопуло. По его словам, одно из основных преимуществ системы – интеграционные решения между ее составляющими. Информация из модулей и приложений, отвечающих за различные процессы, связана между собой и живет в едином информационном пространстве, что позволяет управлять энергоблоком на различных этапах – при проектировании, сооружении, а в перспективе – при эксплуатации станции.
Настоящим чудом техники является CAVE (Cave Automatic Virtual Environment), или «пещера» – система виртуальной реальности полного погружения. «Пещера» представляет собой сферу диаметром 6 м в центре которой на прозрачной стеклянной площадке на высоте 2 м, зрителям демонстрируется изображение в 3D-формате. У комплекса есть практическое применение – он позволяет интерактивно планировать и анализировать проектные решения, отрабатывать процессы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта АЭС, а также моделировать действия при возникновении чрезвычайных ситуаций. А пока «пещера» используется для демонстрации изображений в 3D заказчикам – как существующим, так и потенциальным. Например, сразу после сдачи комплекса в эксплуатацию его посетила чешская правительственная делегация в рамках рассмотрения предложения РФ на тендер по АЭС «Темелин». По словам А. Полушкина, «пещера» ни дня не обходится без посетителей.
Права на информационно-технологические достижения авторов ТОИ принадлежат Росэнергоатому, и делиться ими с внешними покупателями проекта, похоже, концерн не собирается. Не исключено, что при продаже ВВЭР-ТОИ за рубеж цена IT-решений станет предметом отдельных переговоров.
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙ?
В рамках работы над проектом авторы провели сравнение ВВЭР-ТОИ с мировыми аналогами, такими как ATMEA-1 (Франция, Япония), APR-1400 (Корея), EPR-1600 (Франция), ABWR (Япония), AP-1000 (США). Исключение составила лишь китайская версия AP-1000, по которому не удалось собрать достоверных данных. «Сегодня можно утверждать, что по параметрам безопасности, техническим характеристикам, себестоимости электроэнергии, эксплуатационным затратам мы конкурентоспособны с этими проектами», – отмечает А. Полушкин. Согласно расчетам ВНИИАЭС и независимого консультанта Burns & Roe, ВВЭР-ТОИ не только практически ни в чем не уступает упомянутым аналогам, но и опережает их по целому ряду параметров, например по коэффициенту готовности или удельной стоимости строительства.
.............................
http://atomicexpert-old.com/content/%D0 ... E%D1%80-30