Главная среди них Россия, убравшая недавно основную часть своих войск из Сирии. Военное сокращение не изменит коренным образом ход гражданской войны, но определенно повлияет на политические соображения стран, которым небезразличен исход данного конфликта. Возможно, в этом и состоял все время замысел России. Не исключено, что Кремль вывел свои войска отчасти для того, чтобы влиять на переговоры в Женеве, отказавшись от длительных и дорогостоящих военных обязательств. Но вывод был осуществлен и для того, чтобы попытаться повлиять на представления Запада о его действиях на Ближнем Востоке, особенно в связи с тем, что европейцы будут в июле решать вопрос о том, отменять или нет санкции против России. (Члены НАТО будут также обсуждать планы расширения своего присутствия на западном фланге России.) Но убедить европейцев будет очень сложно. Даже те страны, которые склонны ослабить экономическое давление на Россию (например, Италия, Греция, Венгрия), будут использовать вопрос о санкциях в торге с Брюсселем, добиваясь от него снисходительности в отношении бюджетного дефицита, условий оказания финансовой помощи и просроченных и безнадежных банковских кредитов.
Вывод российских войск также осложнит переговоры Турции с Европой о миграционной политике. Анкара не намерена снимать с европейской шеи сотни тысяч мигрантов, но пользуясь отчаянным положением Европы, старается выбить из нее ряд уступок. Самое важное — это поддержка коалицией военного вторжения Турции на север Сирии, где курдские боевики постоянно расширяют свои территории. Поскольку Россия сокращает свое участие в сирийском конфликте и призывает включить курдов в процесс мирных переговоров, у Турции возникают дополнительные стимулы для ввода войск в северную Сирию. Но она вряд ли получит необходимую для этого поддержку.
На самом деле, все вовлеченные в сирийский и другие ближневосточные конфликты стороны должны умерить свои ожидания. Россия пока еще не ушла из Сирии, и хотя сокращение ее военного присутствия способно придать новые силы переговорному процессу о мире, мало кто верит в то, что это приведет к внезапному и долгосрочному прорыву. Между тем, попытки обеспечить прекращение огня в Сирии будут весьма ограниченными, а Европа продолжит поиски надежного решения своих проблем с мигрантами, поскольку голоса евроскептиков звучат все громче. Турция не сумеет заручиться необходимой ей поддержкой для начала результативного наступления на севере Сирии, а Киев, несмотря на свою слабость и неустойчивость, не захочет и не сможет пойти на политические уступки на востоке Украины, дабы удовлетворить Россию.
Евразия пытается решать собственные проблемы, и во втором квартале формировать глобальный экономический климат будут Соединенные Штаты Америки и Китай. Американская экономика продолжит свой рост, а китайская будет и дальше замедляться. Укрепление доллара создаст проблемы для Китая и приведет к неопределенности, что, в свою очередь, будет мешать экономике США. Отношения между двумя крупнейшими экономиками усилят неустойчивость на мировых рынках, однако меры финансового стимулирования Европейского центробанка в некоторой степени защитят еврозону от последствий. Этого нельзя сказать о Японии, где укрепление иены и снижение цен на активы может навредить экономике. Если ущерб будет налицо, правительство в Токио может принять дополнительные меры стимулирования. Между тем, 23 июня в Соединенном Королевстве состоится референдум по вопросу выхода из Евросоюза, и это событие с началом квартала будет приобретать все большее значение. Ожидания приведут к росту нестабильности в Британии и окажут понижающее давление на курс евро. Но ситуация быстро стабилизируется, если британцы решат остаться в составе союза, а мы подозреваем, что именно так и произойдет. В других районах мира небольшие и здоровые экономики получат дополнительные мотивы для либерализации кредитно-денежной политики и ослабления своих валют в интересах сохранения конкурентоспособности.
В предстоящие три месяца мировой рынок нефти будет по-прежнему перенасыщен, потому что туда вернется иранская нефть. На июньской встрече ОПЕК главным в ее повестке будет вопрос о замораживании добычи, однако Иран откажется от существенных сокращений, как и другие крупные нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия и ее союзники из Персидского залива скорее дождутся медленной корректировки на рынке, поскольку в предстоящие полгода добыча в США уменьшится. Это говорит о том, что нефтяных экспортеров ждет очередной трудный квартал.
Прогнозы по регионам
Европа
Направление продолжающегося политического дробления в Европе будет определяться событиями второго квартала. Погода улучшается, поток мигрантов с Ближнего Востока в Грецию не ослабевает, и все большее их количество будет пытаться добраться до Италии. Еврокомиссия и правительство Германии попытаются сохранить действие Шенгенского соглашения, разрешающего свободное передвижение между странами, однако ставший нормой в некоторых европейских странах пограничный контроль будет сохранен, особенно после взрывов в Брюсселе. Британия в конце квартала будет голосовать, решая, оставаться или нет в Евросоюзе, а поэтому попытки сохранить эту страну в составе континентального блока усилятся как внутри королевства, так и за рубежом.
Миграционный кризис
С улучшением погоды пересекать Эгейское море будет легче, из-за чего мигранты с Ближнего Востока продолжат свои попытки добраться до берегов Греции, несмотря на достигнутое недавно соглашение между ЕС и Турцией о снижении миграционных потоков. В свою очередь, страны ЕС будут медлить, когда придет время переселять беженцев на их территории.
Односторонние действия, такие как возведение заборов, пограничный контроль и квоты на предоставление убежища, будут продолжаться. Поскольку главный балканский маршрут почти полностью перекрыт, некоторые беженцы будут пытаться проникнуть на север Европы по запасным путям, скажем, через Албанию и Болгарию. Но если эти страны столкнутся с наплывом беженцев, они ужесточат контроль на своих границах с Грецией.
Все большее количество мигрантов будет направляться в Италию. Часть соискателей убежища, проникнув в Европу через Албанию, будет пытаться пересечь Адриатическое море, чтобы попасть на итальянскую территорию. С улучшением погоды в Средиземноморье активизируется маршрут, соединяющий Северную Африку и юг Италии. Италия в ответ поддержит усилия Брюсселя, призывающего ЕС к коллективным действиям в ответ на кризис, дабы защитить Шенгенское соглашение и поддержать планы усиления присутствия Евросоюза в Средиземном море. Между тем, некоторые соседи Италии могут решить закрыть свои границы, дабы предотвратить продвижение мигрантов на север.
Чтобы сдержать наплыв мигрантов, Европейский Союз представит планы по созданию европейской пограничной службы и береговой охраны, чтобы координировать действия с пограничниками отдельных стран. Страны ЕС, находящиеся на его внешней границе, такие как Италия, Греция, Польша и Венгрия, поддержат данную идею, однако воспротивятся предложениям Еврокомиссии дать Брюсселю полномочия направлять силы этого ведомства в ту или иную страну без их согласия. В предстоящем квартале такие пограничные силы не будут созданы.
Во втором квартале продолжатся дебаты о будущем шенгенской зоны. Страны, находящиеся вдоль балканского миграционного маршрута, будут выступать за приостановку членства Греции в Шенгенском соглашении, и за сохранение существующих мер пограничного контроля. Но Германия и Италия поддержат Грецию, в результате чего Афины останутся членом шенгенской зоны. Но и в этом случае Евросоюз, где у всех еще свежи воспоминания о брюссельских атаках, согласится на продление пограничного контроля на уязвимых участках миграционных маршрутов.
Миграционный кризис будет иметь политические последствия в Германии. Позиции канцлера Ангелы Меркель не будут поставлены на кон; но слабые результаты ее консервативной партии на мартовских региональных выборах и успехи выступающей против иммиграции партии «Альтернатива для Германии» породят разногласия внутри правительства. Меркель будет и дальше искать общеевропейские пути выхода из миграционного кризиса, но не найдет их. Получится так, что она будет полагаться на те немногие страны (а их станет еще меньше), которые продолжают поддерживать план по переселению мигрантов в Турцию.
Брексит или нет
Британский референдум о членстве в ЕС состоится 23 июня. Премьер-министр Дэвид Кэмерон и некоторые члены его кабинета, а также значительная часть Лейбористской партии будут выступать за то, чтобы остаться в Евросоюзе. Взбунтовавшиеся консервативные законодатели и антииммиграционная Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) будут бороться за выход. Stratfor полагает, что Британия останется в составе ЕС. Но если Брексит все же случится, это вызовет политический кризис в Лондоне, где руководство страны постарается сохранить открытыми каналы для переговоров с Европой.
Независимо от исхода голосования переговоры Кэмерона с Европейским Союзом открыли двери для других государств, которые теперь будут предъявлять свои собственные требования к союзу, поддерживая их угрозой проведения референдумов у себя. Благодаря голосованию в Британии странам стало легче воздерживаться от участия в работе по углублению европейской интеграции. В полной мере эффект от этих перемен мы почувствует не в наступающем квартале, а существенно позднее.
События на периферии еврозоны
Квартал будет отмечен политической и экономической неопределенностью в еврозоне. Правительство Греции договорится с кредиторами и получит очередной транш в рамках программы помощи. Это значит, что дефолт и выход Греции из еврозоны снова будет отсрочен. Но эта договоренность не останется без последствий: ослабнет народная поддержка Афин, а система социальной защиты семей будет и дальше разрушаться. Соответственно, перед Грецией встанет перманентная угроза политических и социальных потрясений.
В Испании основные политические партии не смогут договориться о формировании правительства. Напряженные переговоры о заключении такой договоренности состоятся, однако скорее всего, Испании в конце июня придется проводить новые выборы. Это не приведет к какому-то серьезному экономическому либо финансовому кризису в течение квартала. Тем не менее, политическая неразбериха и перспектива создания нового правительства, которое может отказаться от ряда реформ, осуществленных при прежнем руководстве, ослабит доверие рынка в стране. Мадрид может снова не выполнить свои обязательства по снижению дефицита, что создаст новые проблемы для Испании. Такая же ситуация и в Португалии, где неустойчивое правительство будет без особого успеха убеждать финансовые рынки в своей способности излечить португальскую экономику. Поскольку правительство страны состоит из ненадежной многопартийной коалиции, нельзя исключать и досрочные выборы. Второй квартал будет богат на события и на Кипре, который 22 мая будет проводить выборы в законодательный орган власти. Если победят силы, выступающие за объединение, то признанное мировым сообществом греческое правительство в Никосии будет стремиться к продолжению переговоров с турецким правительством Северного Кипра. Хотя и север, и юг заинтересованы в продолжении переговоров, во втором квартале мы не рассчитываем на какие-то значительные подвижки.
Банковская система Италии и Португалии скорее всего будет нести основную тяжесть глобальных экономических неурядиц, скажем, при поступлении плохих новостей об экономике Китая или США, которые негативно отразятся на европейских рынках. Испания тоже может оказаться уязвимой в силу политической неопределенности в Мадриде. Но на данном этапе любые шатания вряд ли будут драматическими, поскольку пакет мер, объявленных 10 марта Европейским центробанком, обеспечит достаточное оживление на рынке ценных бумаг, а также стабильность банковских балансов в еврозоне.
События на востоке
Варшава предпримет дальнейшие шаги по ужесточению контроля за политической системой и экономикой Польши, что приведет к новым трениям с Западом. Во втором квартале польское правительство введет особый налог на супермаркеты, где велика доля иностранных инвестиций. Популистские действия Варшавы вызовут поляризацию в обществе страны, и в наступающем квартале возобновятся антиправительственные протесты. Но оппозиция в Польше слаба, и нынешнее правительство сохранит власть.
В июле состоится саммит НАТО, и в его преддверии Варшава продолжит требования об усилении военного присутствия альянса в Восточной Европе. Польское правительство будет добиваться расширения политического сотрудничества от стран Вышеградской группы, куда кроме нее входят Венгрия, Чехия и Словакия. Польша будет стремиться координировать свою позицию по вопросам ЕС с группой.
Сербия 24 апреля проведет выборы, которые вряд ли внесут серьезные изменения в ее внешнюю политику. Новая администрация в Белграде не изменит намерение Сербии вступить в Европейский Союз, сохраняя при этом связи с Москвой в период усиления напряженности между ЕС и Россией.
В последние недели квартала все громче зазвучат дебаты о санкциях Евросоюза против России. Некоторые члены ЕС, скажем, Италия и Венгрия, будут подавать сигналы о том, что не стоит продлевать санкции после истечения срока их действия в конце июля. Но Европейский Союз вряд ли отменит санкции во втором квартале, а возможно, сохранит их до конца года.
Бывший Советский Союз
Россия: связь между Сирией и санкциями
Во втором квартале Россия будет стремиться переформатировать сирийский кризис и соответственно, добиться отмены санкций ЕС. Сокращая свои силы в Сирии на фоне продолжающихся в Женеве переговоров, Москва попытается предстать в роли партнера в сирийском урегулировании, а не в качестве агрессивного интервенциониста. Но Россия по-прежнему обладает значительным политическим и военным влиянием в Сирии, и может вновь активизировать свои военные операции, если посчитает это необходимым. Все это будет определять рамки переговоров России с Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Прежде всего, Москва попытается изменить атмосферу в преддверии двух важных событий, которые состоятся в третьем квартале: саммит НАТО в Варшаве и решение ЕС по санкциям.
Для принятия решения об отмене или облегчении санкций ЕС против России до истечения срока их действия в конце июля потребуется, чтобы за это единогласно проголосовали все 28 стран-членов. Во втором квартале этого не произойдет. Но для продления санкций после истечения срока их действия также потребуется единогласие. В предстоящие месяцы Россия будет прилагать усилия по лоббированию своих интересов в тех странах, которые наиболее склонны к облегчению санкций, чтобы они в июле проголосовали в пользу Москвы. Это прежде всего Италия, Венгрия и Греция. С той же целью Россия пригласит в июне на Международный экономический форум в Санкт-Петербург важных лидеров ЕС и элиту европейского бизнеса.
В связи с этим нужно следить за Германией. В Германии, ЕС и США раздаются голоса, призывающие Берлин не спускать России с рук ее действия на Украине. Но Германия также изыскивает способы для замедления потока беженцев из Сирии, а Россия увязывает данный вопрос со своим уходом из этой страны и с женевскими переговорами. Во втором квартале важную роль будет играть дипломатия между Россией и ЕС: от двусторонних визитов до многосторонних встреч в Минске и Нормандии. Россия сохранит свое присутствие на Украине, хотя ни серьезной военной эскалации, ни, коль уж на то пошло, политических уступок от нее ждать не приходится.
Между тем, Россия будет еще сильнее бряцать оружием накануне натовского саммита, несмотря на сокращение группировки в Сирии. Мотивацией для угроз со стороны России послужат призывы Польши, Румынии и прибалтийских государств, которые настаивают на постоянном базировании сил НАТО в своих регионах и на наращивании натовского военного присутствия.
В этом квартале Россия и Япония проведут встречи на высоком уровне, демонстрируя некую оттепель в отношениях. Однако Москва не пойдет ни на какие уступки в вопросе о спорных Курильских островах, а Япония вряд ли отменит санкции, пока это не сделают другие (скажем, Евросоюз). Москва будет приглашать Токио к участию в крупных инвестиционных проектах, особенно в энергетической сфере, которые она планирует осуществлять в Арктике и на Дальнем Востоке. Соединенные Штаты давят на Японию, чтобы та не вкладывала деньги в России и не поставляла туда свою технику и технологии, однако похоже, что Токио в этом году готов к поиску компромиссов в экономической области.
Возможные потрясения в России
Во втором квартале вступит в силу кремлевский план по предотвращению экономического кризиса. Он предусматривает увеличение государственных инвестиций в российские регионы, в автомобилестроение и в банковскую отрасль. В то же время, Кремль наверняка пойдет на новые бюджетные сокращения, а некоторые крупные фирмы могут приступить к распродаже активов внутри страны и за рубежом. Хотя Москва будет осуществлять планы приватизации некоторых компаний, таких как «Вертолеты России» и «Алроса», ей будет трудно сделать то же самое с более крупными корпорациями, такими как энергетический гигант «Роснефть». Самая важная приватизация, за которой нужно следить в этом году, коснется энергетической компании «Башнефть». «Лукойл» может побороться за приобретение фирмы с «Роснефтью». Это будет битва гигантов, которая потребует вмешательства Кремля. В Москве также пройдут дебаты о том, ограничивать или нет монополию «Газпрома» на внутренние и экспортные трубопроводы, хотя неясно, будет ли решение по данному вопросу принято в этом квартале.
Между тем, Кремль будет готовиться к парламентским и региональным выборам, которые состоятся в третьем квартале. Кремль готовит договоренности с оппозиционными группами с целью укрепления позиций правящей партии «Единая Россия» перед сентябрьским голосованием, оказывает давление на губернаторов (а возможно, будет проводить перестановки в их рядах) и расстраивает планы по организации протестов. Самым большим затруднением для Кремля в этом квартале станет вопрос о том, что делать с чеченским президентом Рамзаном Кадыровым, который недавно заявил, что не пойдет на переизбрание. На сегодня заявление Кадырова похоже на попытку надавить на российского президента Владимира Путина, чтобы тот оказал ему поддержку и дал полномочия на дальнейшее руководство Чечней.
Нестабильность на Украине
На Украине в этом квартале возможна крупная политическая перетряска (видимо, уже в ближайшее время). Это будут перестановки в кабинете и в правящей коалиции, хотя досрочные выборы вряд ли будут созваны и проведены. Хотя премьер-министр Арсений Яценюк в первом квартале избежал вотума недоверия, во втором он, видимо, покинет свой пост, уступив место спикеру парламента Владимиру Гройсману, который возглавит новое правительство. Поскольку досрочных выборов удастся избежать, крайне необходимая финансовая помощь со стороны Международного валютного фонда во втором квартале должна возобновиться, и Украина в финансовом плане останется на плаву.
Учитывая политическую непредсказуемость на Украине, Киев вряд ли выполнит ключевые политические положения Минского соглашения, такие как предоставление автономии сепаратистским регионам и признание выборов в Донбассе. Конфликт на востоке Украины не прекратится, хотя крупных наступлений со стороны сепаратистов ждать не стоит. Киев продолжит борьбу с пророссийскими сепаратистами с одной стороны, и с крайне правыми ультранационалистическими группировками с другой, но украинское правительство не падет.
Другие страны на постсоветском пространстве
Волновой эффект от противостояния России и Запада на Украине будет и дальше проявляться на периферии бывшего Советского Союза. В Белоруссии правительство будет углублять экономические связи с Западом в целях решения застарелых финансовых проблем, одновременно поддерживая стратегические отношения с Россией в военной области и в сфере безопасности. В Молдавии, где продолжается политическое противостояние между пророссийскими оппозиционными партиями и проевропейским правительством, обстановка немного стабилизируется. Антиправительственных протестов станет меньше, однако внешняя политика Молдавии так и не выйдет из тупика. Прибалтийские государства продолжат поиск альтернативных источников энергии, отдаляясь от России и добиваясь более прочных обязательств со стороны НАТО. Но во втором квартале постоянное военное присутствие альянса в этом районе создано не будет.
На Кавказе Грузия будет развивать экономические связи с Россией, одновременно добиваясь больших обязательств со стороны НАТО в преддверии саммита в Варшаве. Но ни в этом квартале, ни после на полноправное членство Грузии в Североатлантическом альянсе рассчитывать не стоит. Азербайджан пойдет на эскалацию спора с Арменией из-за Нагорного Карабаха в попытке отвлечь внимание населения от внутренних экономических трудностей. Однако серьезные боевые действия вряд ли начнутся. Россия и Турция будут пытаться влиять на ход переговоров между двумя странами, действуя через своих союзников.
В Центральной Азии экономические проблемы, связанные со снижением объемов денежных переводов и с ростом безработицы, спровоцируют протесты и вызовут политическую нестабильность в масштабах региона. У Казахстана и Узбекистана есть планы по снижению протестного давления за счет приватизации компаний, однако им будет сложно найти зарубежных покупателей. Угроза проникновения боевиков из Афганистана через границу с Центральной Азией будет сохраняться, а поэтому Россия и США продолжат соперничество за партнерство со странами региона в сфере безопасности. Таджикистан будет наращивать сотрудничество в сфере безопасности, и особенно в вопросах контртеррористической борьбы с другими странами, особенно с Китаем, но сохранит стратегический союз с Россией.
Ближний Восток и Северная Африка
Перегруппировка в Сирии и Турции
Приоритетом для Турции во втором квартале будет противодействие угрозе территориальной экспансии со стороны курдских Отрядов народной самообороны, действующих на севере Сирии. Несмотря на сокращение своего воинского контингента, Россия посредством авиаударов по-прежнему может блокировать военные наступления, и это, скорее всего, удержит Турцию от отправки войск на север Сирии для создания зоны безопасности. Вместо полномасштабной интервенции Турция при поддержке Совета по сотрудничеству стран Персидского залива будет поставлять повстанческим силам на севере оружие, оказывать финансовую помощь и осуществлять артиллерийскую поддержку в попытке ослабить курдские силы самообороны. Турки также воспользуются европейской обеспокоенностью по поводу миграции и будут выбивать из Европы уступки в вопросах финансирования, ослабления визового режима и вступления в ЕС. НАТО с готовностью пойдет на переговоры с Анкарой о наращивании сил и средств разведки, наблюдения и противовоздушной обороны на сирийско-турецкой границе, однако участвовать в наземном наступлении не станет. Соединенные Штаты, между тем, продолжат сотрудничество с Отрядами народной самообороны в рамках борьбы с «Исламским государством», особенно к востоку от реки Евфрат. Дабы успокоить турок, Вашингтон под влиянием Анкары будет также наращивать поддержку повстанцам.
Россия будет способствовать проведению переговоров в Женеве, дабы показать свою полезность в урегулировании сирийского кризиса. Но в этом квартале переговоры не приведут к окончанию боевых действий. В условиях раскола страны будет набирать силу федерализм как возможная модель государственного устройства и средство урегулирования. Турция будет сопротивляться такому устройству и планам предоставления дополнительной автономии курдам, опасаясь того, что это приведет к усилению Отрядов народной самообороны и их связей с Курдской рабочей партией. Россия и Иран могут воспользоваться намеченными на апрель парламентскими выборами в Сирии для подкрепления своих доводов о том, что решение проблем должно искать избранное правительство в Дамаске, хотя гражданская война и правительство Асада будут во многом препятствовать явке избирателей.
Преданные Асаду силы, которые неизменно ведут основную борьбу с повстанцами, теперь сконцентрируются на возврате утраченных территорий, которые перешли под контроль «Исламского государства». Сирийские демократические силы в этом квартале тоже сосредоточат свои усилия на борьбе с «Исламским государством», уделяя основное внимание Ракке и Дейр-эз-Зору. Та поддержка, которую Турция, США и страны Персидского залива продолжают оказывать повстанцам, не может сравниться с иранским и российским участием в конфликте и с той помощью, которую они оказывают войскам Асада, но ее будет достаточно, чтобы повстанцы не потерпели полное поражение.
Бегущие с юга Сирии беженцы будут создавать угрозу безопасности Иордании. Хотя Иордания с помощью США и других союзников ужесточила меры безопасности на границе, атаки боевиков будут по-прежнему угрожать этой стране.
Сокращение добычи нефти и противодействие этим усилиям
Перед июньской встречей ОПЕК будет немало домыслов и предположений. Члены ОПЕК могут дать согласие заморозить добычу в текущих объемах, которые уже очень велики, однако часть самых крупных нефтедобывающих стран в лице Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Катара не пойдет на сокращение добычи в целях стабилизации цен. Более того, еще один крупный производитель, Иран, не согласится заморозить или сократить добычу, потому что с него только что сняли санкции. На самом деле, во втором квартале он будет постепенно наращивать добычу, и к концу года превысит досанкционный уровень примерно на 250-500 тысяч баррелей в день. Саудовская Аравия и ее партнеры из Персидского залива скорее будут ждать корректировки на рынке, которая может начаться в предстоящие месяцы.
В этом квартале Саудовская Аравия и страны Персидского залива будут медленно и осторожно проводить структурные реформы. Последствия отказа от субсидий будут наиболее заметны в Бахрейне и Омане. Уравновешивающие меры, такие как денежные выплаты, защитят местное население от самых суровых последствий, однако нельзя исключать возможность некоторых волнений в обществе. Силы безопасности Бахрейна, действуя при поддержке Саудовской Аравии и Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, хорошо подготовились к борьбе с масштабными беспорядками, если они возникнут в бедных районах и там, где проживают меньшинства.
Большинство членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива в этом квартале будет обращаться к международному финансированию. Саудовская Аравия, Кувейт и Катар хотят получить миллиарды долларов, чтобы смягчить последствия от удара, вызванного сокращением денежных резервов. Бахрейн только что отменил выпуск облигаций, когда агентство S&P понизило его кредитный рейтинг, и поэтому в предстоящие несколько месяцев он вряд ли пойдет на новый выпуск, полагаясь вместо этого на Саудовскую Аравию, которая может обеспечить его ближайшие потребности в финансах и в области безопасности. Июньская встреча Совета по сотрудничеству стран Персидского залива подведет итог дискуссиям о введении в 2018 году налога на добавленную стоимость, создав новый прецедент для стран региона, которые пусть неохотно, но начинают пересматривать условия общественного договора со своими гражданами.
В Иране президент Хасан Рухани воспользуется импульсом силы, который он получил в результате выборов в парламент и Совет экспертов, и окончательно оформит пакет экономических стимулов, предложенных в октябре. Предстоящие переговоры с иностранными нефтяными компаниями могут привести к подписанию крупных инвестиционных контрактов в иранской нефтяной отрасли. Министерство нефти установило срок в один год для заключения всех тех контрактов, которые ему нужны. Сума этих контрактов может составить от 10 до 15 миллиардов долларов.
Эр-Рияд: жестокость из милосердия
В условиях нарастания финансовой нагрузки Эр-Рияд постарается сделать так, чтобы его инвестиции давали Саудовской Аравии необходимое влияние в регионе. Как показали события в Ливане в первом квартале, Саудовская Аравия сигнализирует своим реальным и потенциальным союзникам, что она будет выдавать финансовое вознаграждение только тем странам, которые согласовывают свою политику с политикой Эр-Рияда. Для таких раздробленных стран как Ливан этот фундаментальный сдвиг в политике неприемлем. Саудовская Аравия не оставит свои поля сражений в таких странах как Ливан, где она действует через собственных ставленников, но одновременно будет стремиться к приобретению новых, более надежных союзников. А в Ливане она будет содействовать формированию суннитского ополчения, чтобы создать противовес «Хезболле». Чтобы не дать Ирану воспользоваться отсутствием Эр-Рияда, США и Франция заполнят вакуум, оставленный саудовцами в Ливане, что касается военной и финансовой помощи. Другие страны залива, такие как Кувейт, будут действовать тоньше и деликатнее на фоне агрессивного подхода саудовцев к отношениям с ливанскими фракциями. Усиление соперничества между Ираном и Саудовской Аравией в Ливане приведет к том, что патовая политическая ситуация по вопросу ливанского президентства во втором квартале сохранится.
Очередная фаза йеменского кризиса
В Йемене есть возможность, что перемирие между саудовцами и боевиками-хуситами вдоль северной границы перерастет в нечто большее. Успешное наступление коалиционных войск во главе с Саудовской Аравией с выходом на окраину Саны сместило баланс в сторону урегулирования, и в середине апреля в Кувейте должны начаться новые переговоры. Но какая бы мирная договоренность ни была достигнута в этом квартале, в результате ее заключения полный мир в Йемене все равно не будет обеспечен. Недавние военные и дипломатические действия наглядно показали, какие серьезные трещины существуют в альянсе между хуситами и верными Али Абдалле Салеху (Ali Abdullah Saleh) силами. Видимо, бывшего президента исключат из того политического решения, о котором договорятся стороны конфликта. Если это произойдет, боевики Салеха останутся противниками саудовской коалиции, но они будут слишком слабы, чтобы оказывать достойное сопротивление — как на поле боя, так и за столом переговоров.
Завершение военной кампании саудовской коалиции никак не поможет прекращению боевых действий между южными сепаратистами, проправительственными силами и экстремистами в условиях, когда все они борются за власть в Йемене, и особенно на юге страны. Йеменскому правительству будет трудно консолидировать свою власть. Сепаратисты юга будут активнее чем прежде выступать против центрального правительства. Между тем, угроза со стороны джихадистских фракций, связанных с «Исламским государством» и «Аль-Каидой», будет сохраняться, несмотря ни на какие мирные соглашения. Понадобится немало времени, чтобы восстановить йеменский аппарат безопасности и возродить его сотрудничество с зарубежными государствами, что помогало и будет помогать сдерживать угрозы со стороны боевиков.
окончание