SIBIMOPS
..."Уважаемый Вадим !
Я, Космачевский Юрий Иванович, бывший инженер-электронщик-настройщик, работник ПО "Гранит" (г. Москва), с апреля 1988 по январь 1991 года работал на запасном аэродроме посадки "Бурана" в г. Симферополе (объект "ЗАС" (запасной аэродром - Симферополь). Мы являлись исполнителями монтажа и запуска в опытную эксплуатацию системы "Вымпел", которую разрабатывал ВНИИРА (система автоматической посадки) на запасном аэродроме. В те времена это была государственная тайна. Но теперь нет страны, чью тайну мы давали подписку хранить и я готов поделиться своими воспоминаниями.
Определенное время в 1989 году я работал непосредственно во ВНИИРА, где мы участвовали в доводке к монтажу отдельных блоков системы "Вымпел". Сам пуск "Бурана" мы застали на рабочих местах на КДП в аэропорту Симферополя, был облачный день, но мы все почему-то смотрели на небо, хотя понимали, что ничего не увидим и сильно завидовали специалистам из НПО "Молния", которые были откомандированы в Ленинск для участия в пуске.
На момент первого пуска на запасном аэродроме посадки были полностью смонтированы, оттестированы и готовы к работе так называемая "ближняя" и "дальняя" зоны посадки, состоявшие из аэродромного оборудования - РД (ретрансляторы-дальномеры) и глиссадные маяки, а также ближней зоны (ретрансляторы-дальномеры, 6 объектов) и дальняя зона - два обзорных радиолокатора (в районе Евпатории и в районе Белогорска).
Летом 1989 года я участвовал в опытных испытаниях на аэродроме, когда самолет-лаборатория на базе Ту-134 имитировала посадку "Бурана" по его глиссаде, а все службы посадки отрабатывали наведение на ВПП. Помню, что испытания проводились летними ночами, когда Симферопольский аэропорт был немного меньше загружен (все-таки это было лето и Крым).
К сожалению, у меня не сохранилось документальных свидетельств, сами понимаете, режим секретности тогда был серьезный, ни о каких фотографиях на ЗАСе речи быть не могло, то зато я достаточно хорошо знаю, что произошло с ЗАСом после развала Союза. Я и сейчас, каждый раз проезжая по трассе Симферополь-Саки, с болью в сердце смотрю на четырехэтажное здание КДП. Еще недавно оно стояло с выбитыми окнами, правда в последнее время его начали ремонтировать, видно приватизация добралась и до него. Школьное убили полностью, аппаратуру частично вывезли, частично разграбили, осталась одна чаша локатора, которая не дает покоя охотникам за металлоломом.
<...> Спасибо Вам за сайт.
Иногда воспоминания о прошлом очень благотворно влияют на будущее. Начинаешь понимать, что когда-то участвовал в очень важных событиях истории"...
http://www.buran.ru/htm/otzyv.htm#west