PolajrnikВ России завершилась работа над тяжёлым беспилотником на воздушной подушке
Earl_AsmurЗаявленный потолок - 6000 м.
Проект танка нового поколения не выдержал режима экономии бюджета. В Алабино начались тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Среди военно-технических новинок самая ожидаемая - танк нового поколения Т-14 «Армата», характеристики которого, как и внешний облик, до сих пор секретны. Однако еще до появления дюжины Т-14 перед публикой, появилась информация о грядущем упрощении некоторых систем танка.
Так, в конце февраля заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев в интервью СМИ заявил следующее:
- Мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене.
Правда, Бочкарев подчеркнул, что в опытной партии, которая появится на брусчатке, после чего будет отправлена на испытания в войска (серийное производство Т-14 намечено на 2016-2017 годы – «СП»), машины будут выполнены с максимумом возможностей, реализации которых военные требовали от разработчика: «Все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность... Все сделано по требованию заказчика. А когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться».
Добавим, что в ноябре 2014 года Бочкарев отметил крайне высокую стоимость новых машин. По его словам, контракт с НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), производящим эти танки, подписан на три года. Цена боевых машин, которые должны поступить на вооружение в следующем году, уже определена.
- Но дальше надо будет работать, мы критикуем УВЗ за высокую стоимость, - отметил тогда Бочкарев.
О завышенной стоимости танка говорят уже не первый год. Также не первый год идут споры между УВЗ и Минобороны. По некоторой информации, на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд. руб., из которых 15 млрд. уже истрачено. Звучат различные оценки стоимости серийного танка – от 200 млн. рублей до 400 млн. за единицу. Для сравнения: бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко оценивал стоимость Т-90А примерно в 70 млн. руб. за единицу, американского Abrams – в 217 млн. руб., французского Leclerc – в 255 млн., немецкого Leopard-2 – в 167 млн., а украинского Т-80 – в 120 млн. руб.
Напомним, закрытая демонстрация «Арматы» состоялась в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле. Тогда высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца военной техники на базе новой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата»: основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эвакуационную машину.
Перечислим ожидаемые особенности Т-14:
- «необитаемая башня», то есть экипаж машины располагается в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса, защищающей людей в случае поражения бронемашины, управление вооружением осуществляется дистанционно;
- передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, способную выдержать прямое попадание любого типа существующих сегодня снарядов - подкалиберных и кумулятивных;
- активная защита танка (комплекс «Афганит») расположена по всему периметру башни на различных уровнях, обеспечивая гарантированную защиту наиболее важных элементов машины, в том числе и с воздуха;
- Т-14 должен быть оснащен уникальной РЛС, способной одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров;
- информация о боевой обстановке выводиться на мониторы танка с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику просматривать поле боя аж на 360 градусов; Т-14 способен «вести диалог» - обмениваться данными с другими бронемашинами и командным пунктом;
- модульность машины: вооружение и оборудование можно заменить в зависимости от поставленных задач;
- основное вооружение Т-14 - 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа и назначения, в дополнение - модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет «Корд».
Стоит отметить, что первоначально на замену Т-72 разрабатывалась другая машина - под шифром «Объект 195» (Т-95 «Черный орел», ОКР «Совершенствование-88») с пушкой калибра 152-мм в «необитаемой башне». Танк даже успел пройти испытания, однако в серию он не пошел, его разработки прекратили в 2010-ом. И в итоге «Объект 195» в новой программе вооружений сменила унифицированная тяжелая платформа «Армата». Именно поэтому многие эксперты склонны считать, что Т-14 – это облегченная версия Т-95.
Так, бывший начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ, руководивший разработкой танка Т-95, генерал-полковник Сергей Маев в 2013 году дал интервью СМИ по поводу Т-14, суть которого сводилась к двум тезисам: преувеличивать значение «Арматы» не стоит, так как этот проект будет хуже «Совершенствования-88», а 125-мм пушка делает «Армату» неконкурентоспособной на поле боя при любых обстоятельствах».
- С «Арматой» капитально промахнулись по цене при планировании Госпрограммы вооружений (ГПВ), - говорит один из ведущих экспертов в области броневой техники, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский. - Это вина, в том числе, и экономического блока правительства РФ, который заложил абсолютно нереальный показатель ежегодного дефлятора ВВП. А с тех пор цены на материалы и комплектующие существенно выросли (если не сказать в разы). Соответственно, стоимость и НИОКР, и серийной машины существенно выше, чем было предусмотрено в ГПВ.
Второй вопрос – технический. По некоторым элементам конструкции (не рискну называть конкретные) требуются существенные усилия от кооперации российский предприятий по выходу на передовой уровень. И здесь действительно возможен вариант - принимать «Армату» в несколько упрощенном виде на том технологическом уровне, который сегодня достигнут. В дальнейшем - повышать этот технологический уровень в ходе модернизации танка. Есть также очень дорогие компоненты, необходимые исключительно в военное время. Например, комплекс активной защиты (КАЗ). Здесь также можно пойти по такому пути: не включать пока КАЗ в комплектацию серийных машин.
«СП»: - Вы согласны с точкой зрения Сергея Маева по поводу Т-14?
- Я думаю, что, прежде всего, он имел в виду орудие калибра 152-мм, которое было на «Объекте 195», показавшее высочайшее характеристики по бронепробиваемости бронебойным оперённым подкалиберным снарядом. Калибр 152-мм позволял запускать через ствол управляемую ракету с гораздо более высокими характеристикам, чем это можно делать на калибре 125-мм.
«СП»: - Среди некоторых экспертов есть мнения о том, что вес российских танков, в том числе и Т-14, надо увеличивать…
- Это тупиковый путь. Есть два наглядных примера в истории мирового танкостроения. В Первую мировую войну немцы создали K-Wagen – проект ограничился только одним танком. А позже разработали Panzerkampfwagen VIII «Maus», которых было выпущено всего лишь две единицы, боевая масса каждой составляла - 180 тонн. Таким образом, чтобы не вставать на тупиковый путь развития, должно быть найдено оптимальное сочетание параметров: масса, габариты, бронирование, вооружение, подвижность.
Для перспективной платформы «Армата» параметры определены: максимальная масса для систем вооружений, которые будут базироваться на этой платформе – я имею в виду самоходную артиллерию – 65 тонн. Масса танка будет еще меньше – в пределах 50-55 тонн в комплектации с полной динамической защитой и т.д. В итоге наши машины будут весить на 10-15 тонн легче средней массы зарубежных танков типа Merkava, Challenger 2, Abrams М1А2 SEP. В этом случае мы все-таки лучше, чем на Западе, умеем вписываться в названные параметры.
Стоит сказать, что уровень нашего танкостроения на самом деле существенно превышает мировой. Напомню, что классическая компоновка, которая родилась в 1917 году на легком танке Renault FT-17, используется практически на всех образцах бронетехники в мире. Т-14 – это танк совершенно иной компоновки, которая позволила вывести ряд параметров на уровень выше мирового.
Источник новости
ПаганельА Олег Иванович не уточнил на сколько готово удешевить стоимость оборудования для Арматы его Электромашина...
Техническое сопровождение ракет «Сатана» возложили на ГРЦ Макеева
12 марта 2015 09:45
Р-36М2 «Воевода»
Оборонный блок правительства России, курируемый вице-премьером Дмитрием Рогозиным, поручил Государственному ракетному центру им. Макеева (Миасс, Челябинская область) осуществлять техническое сопровождение ракетных комплексов Р-36М-УТТХ, по классификации НАТО прозванных «Сатана», и Р-36М2 «Воевода». Об этом со ссылкой на высокопоставленный источник в кабмине сообщает Gazeta.ru.
Генеральный директор ГРЦ Макеева Владимир Дегтярь подтвердил изданию, что предприятие взяло продление ресурса ракеты на себя. «Задача по обслуживанию ракет поставлена, и она будет выполнена: необходимые компетенции на предприятии есть», – передала слова Дегтяря пресс-служба Роскосмоса.
На такие меры военному блоку страны пришлось пойти в связи с тем, что самый мощный в мире ядерный ракетный комплекс ракет оказался под угрозой уничтожения из-за разрыва отношений между Россией и Украиной. Украинское КБ «Южное» и завод «Южмаш», производившие вооружение в советские годы, отказались от авторского и технического сопровождения проекта.
Напомним, карталинская ракетная дивизия в ЗАТО Локомотивный, на которой базировались комплексы «Сатана», была расформирована в начале 2000-х годов в рамках российско-американского договора о сокращении наступательных вооружений. В 2002-м были взорваны пусковые шахты, спустя два года демонтирована последняя ядерная боеголовка. В дивизии служили порядка 2700 военнослужащих.
http://chelyabinsk.ru/text/newsline/900817.html
Противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения не очень больших боевых кораблей и транспортных судов. Это по заявленным характеристикам. А фактически удар ими способен отправить на дно крейсер и полностью вывести из строя авианосец.
Противокорабельные ракеты Х-31 были созданы в СССР специалистами ОКБ «Звезда» в самом конце 1980-х. Впервые ее продемонстрировали на одной из зарубежных военно-технических выставок в 1991 году. Фурора она не произвела, так как почти ни в чем не превосходила хорошо к тому времени известную французскую противокорабельную ракету авиационного базирования Exocet.
Прошли годы, специалисты корпорации «Тактическое ракетное вооружение» разработали и запустили в производство новую версию, названную Х-31АД. Несмотря на созвучное название и практически прежние массогабаритные показатели, получилась ракета, превосходящая по совокупности характеристик зарубежные аналоги в несколько раз. И вот это стало сенсацией. Буквенная аббревиатура оказалась точной. Теперь вражеские флотоводцы могут испытывать лишь адский ужас от одной мысли, что на перехват их эскадр летят самолеты с Х-31АД на внешних подвесках.
Носителями этих ракет являются истребители типа Су-30МК, Су-35, МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. На достаточно легкие и скоростные машины можно подвешивать несколько ракет. То есть один самолет способен гарантированно уничтожить боевой корабль. По существующим нормативным документам двумя ракетами типа Х-35АД можно потопить не очень большой надводный корабль. Но есть нюансы:
масса боевой части ракеты более 100 килограммов;
скорость 1000 м/с;
Около двухсот кг стали и взрывчатки на такой скорости обладают кинетической энергией, достаточной для пробития борта крейсера и даже авианосца. А взрыв внутри корпуса центнера ВВ приведет не только к огромным разрушениям, но и к неизбежному пожару. Ракета обладает минимальной отражающей поверхностью, сложную траекторию полета. Увидеть ее на экране радара и уничтожить корабельными системами ПВО практически невозможно. Удар русских «АДов» неотразим.
Ракета Х-31АД имеет функцию подрыва над палубой корабля, а не проникающий удар. И такой подрыв однозначно лишает авианосец его главного оружия — палубной авиации, она будет сметена за борт, а катапульты «неизлечимо» повреждены.
Стоит добавить, что в арсенале ВМФ есть гораздо более мощные противокорабельные ракеты наземного и морского базирования.
Неуловимые мстители железной дороги
Тридцать лет назад братья Уткины создали боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) – «космодромы на колесах», которые свое неуловимостью и боевой мощью наводили ужас на США. Американцы сделали все возможное, чтобы их уничтожить. Однако, русские не сдались и через несколько лет на просторы нашей страны выйдет новое поколение БЖРК – ракетные комплексы «Баргузин»
В истории противостояния советско\российской и американской инженерных военных школ есть одна страница, которая до сих пор вызывает чувство глубочайшего уважения к отечественным инженерам и глубочайшего потрясения действиями политиков 90-х годов прошлого века. Речь идет о создании в Советском Союзе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) – мощнейшего оружия, равному которому до сих пор не создано ни в одной стране мира.
Попытки приспособить железнодорожные платформы под стартовые площадки для ракет предпринимались еще инженерами фашистской Германии. В Советском Союзе в конце 50-х годов эти работы велись в ОКБ-301 под руководством Семена Лавочкина и (крылатая ракета «Буря») и ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля (создание специализированного поезда для базирования баллистической ракеты средней дальности Р-12). Однако, истинного успеха в этом направлении удалось добиться лишь братьям Уткиным – генеральному конструктору КБ «Южное» академику РАН Владимиру Федоровичу Уткину (Днепропетровск, Украина) и генеральному конструктору КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академику РАН Алексею Федоровичу Уткину. Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и ее железнодорожная версия - РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колесах», способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.
Успех братьев Уткиных в создании БЖРК, очевидно, объясняется, как минимум, двумя причинами. Первая – к 70-м годам прошлого в СССР была сформирована понятная и полностью отражающая объективную реальность концепция применения боевых железнодорожных ракетных комплексов. Советские БЖРК были «оружием возмездия», которое должно было быть применено после нанесения вероятным противником массированного ядерного удара по территории СССР. Разветвленная железнодорожная сеть страны давала возможность спрятать ракетные поезда где угодно. Поэтому, появившись, практически, из «ниоткуда», 12 советских БЖРК, несущих на себе 36 межконтинентальных баллистических ракет (каждая из которых несла по 10 атомных разделяющихся зарядов), в ответ на ядерный удар могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США.
Вторая причина появления БЖРК – это очень высокий потенциал советских военных конструкторов и инженеров, и наличие необходимых технологий для серийного изготовления подобных изделий. «Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?» - вспоминал позднее о мучавших его в тот момент вопросах генеральный конструктор КБ «Южное» Владимир Федорович Уткин.
Все эти проблемы были успешно решены и двенадцать советских ракетных поездов стали для американцев зубной болью. Разветвленная железнодорожная сеть СССР (каждый поезд мог в сутки перемещаться на 1 тыс км), наличие многочисленных естественных и искусственных укрытий не позволяли с достаточной степенью уверенности определять их нахождение, в том числе с помощью спутников.
Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Опытный образец американского БЖРК до 1992 года проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния). Он состоял из двух типовых локомотивов, двух пусковых вагонов с МБР «МХ», командного пункта, вагонов системы обеспечения и вагонов для личного состава. При этом американцам не удалось создать эффективные механизмы опускания контактной сети и отвода ракеты во время ее старта в сторону от поезда и железнодорожных путей, поэтому запуск ракет американскими БЖРК предполагался со специально оборудованных стартовых площадок, что, конечно, значительно снижал фактор скрытности и внезапности. Кроме того, в отличие от СССР, в США менее развита железнодорожная сеть, и железные дороги принадлежат частным компаниям. А это создавало множество проблем, начиная от того, что для управления локомотивами ракетных поездов пришлось бы привлекать гражданский персонал, заканчивая проблемами с созданием системы централизованного управления боевым патрулированием БЖРК и организацией их технической эксплуатации.
В итоге, сначала, по настоянию Великобритании, с 1992 года Россия поставила свои БЖРК «на прикол» - в места постоянной дислокации, затем – в 1993 году, обязалась, согласно договора1 СНВ-2, в течение 10 лет уничтожить все ракеты РТ-23УТТХ. И хотя этот договор, фактически, так и не вступил в законную силу, в 2003-2005 году все российские БЖРК были сняты с боевого дежурства и утилизированы. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.
Справка: Первый БЖРК 15П961 «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж61 (РТ-23 УТТХ, SS-24 «Sсаlреl») был принят на вооружение в Советском Союзе в 1987 году. К 1992 году в нашей стране было развёрнуто три ракетных дивизии, вооруженных БЖРК: 10-я ракетная дивизия в Костромской области, 52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край), 36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край). В каждой из дивизий имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом).
Молодец» с виду выглядел как обычный железнодорожный состав из нескольких рефрижераторных и пассажирских вагонов. В этот состав входили три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три тепловоза ДМ-62. Поезд и пусковая установка были разработаны на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн силами КБСМ. Минимальный пусковой модуль включал в себя три вагона: пункт управления пусковой установкой, пусковую установку и агрегат обеспечения. Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК, могла осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. При этом идентифицировать поезд именно как БЖРК можно был лишь по наличию в составе третьего локомотива, либо обратив внимание средствами наземного наблюдения на рефрижераторные вагоны с восемью колесными парами (обычный грузовой вагон имеет четыре колесных пары). Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом и распределение нагрузки пусковой установки по восьми осям вагона не позволило конструкторам полностью уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы в БЖРК применены специальные «разгрузочные»устройства, перераспределяющие часть веса вагона с пусковой установкой на соседние вагоны. Для обеспечения автономной работы пускового модуля, а так же устройства для закорачивания и отвода контактной сети, пусковые модули были оборудованы четырьмя дизель-генераторами мощностью 100 кВт. Автономность работы ракетного поезда составляла 28 суток.
Сама ракета РТ-23УТТХ имела головную часть разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43Мт и комплексом средств преодоления ПРО. Дальность стрельбы - 10100 км. Длина ракеты 23 м. Стартовый вес ракеты 104,8 т. Масса ракеты с пусковым контейнером 126 тонн. Получив приказ о запуске ракет, поезд останавливался в любой точке своего маршрута.
Специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов, откуда в вертикальное положение поднимался пусковой контейнер с ракетой. После этого осуществлялся минометный старт ракеты. Выйдя из контейнера, ракета отклонялась в сторону от поезда с помощью порохового ускорителя и только после этого на ней запускался маршевый двигатель.
И эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных. С момента получения приказа на запуск до старта ракеты проходило не более 3 минут.
Советские БЖРК официально были сняты с боевого дежурства в мае 2005 года. Однако, за прошедшие 10 лет потенциальная угроза нашей стране не уменьшилась. Она просто трансформировалась. Нынешняя администрация США исповедует стратегию «глобального обезоруживающего удара», согласно которому на территорию вероятного противника внезапно может быть обрушен массированный неядерный удар. «Та программа перевооружения, в первую очередь средств морского базирования, которую Соединенные Штаты проводят, позволяет им выйти в период 2015-2016 годы на общий объем возможной доставки к важным объектам Российской Федерации порядка 6,5-7 тысяч крылатых ракет, причем около 5 тысяч - с морских носителей», - подчеркнул в конце прошлого года журналистам генеральный конструктор концерна ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов.
Удержать этот «крылатый рой» от нападения можно только в том случае, если США будут знать, что точно и гарантированно получат ответный удар. Поэтому с 2012 года в России начались работы по созданию нового поколения боевых железнодорожных ракетных комплексов. Опытно-конструкторские работы по этой теме ведет главный создатель российских МБР - Московский институт теплотехники (МИТ). В отличие от «Молодца», «Баргузин» (так будет называться новый ракетный поезд), будет вооружен не «Скальпелями», а ракетами типа «Ярс» полностью российской разработки и производства. Они вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, хотя и содержат не 10, а 4 (по открытым источникам) разделяющихся боевых частей. Зато летят на тысячу километров дальше. Первый новый ракетный поезд должен быть сдан в опытную эксплуатацию в 2018 году.
Судя по имеющейся информации, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс л.с. А мощность одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6 800 л.с. А масса «Ярса» не требует дополнительного усиления ни вагонов-транспортировщиков, ни самих железнодорожных путей, по которым проходит поезд. Поэтому вскоре у нашей страны вновь появится еще один весомый «аргумент» в разговоре о мире на нашей планете.
Автор Вадим Пономарев
Основным пожалуй фактором. невозможности создать такое в США, является частная собственность на ЖД транспорт. Поэтому, такое сложно технически, и совершенно невозможно по режиму секретности. В СССР, ЖД функционировала, как единый механизм.еректорат
В истории противостояния советско\российской и американской инженерных военных школ есть одна страница, которая до сих пор вызывает чувство глубочайшего уважения к отечественным инженерам и глубочайшего потрясения действиями политиков 90-х годов прошлого века. Речь идет о создании в Советском Союзе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) – мощнейшего оружия, равному которому до сих пор не создано ни в одной стране мира.
Sevas47igorgri
Тоже мне сравнивают...Экзосет выпущенную при царе Горохе и ПКР конца 80-х...
Kvaziот пиндостана один сноуден убежал - а рф вон упырь один всю семью перевез, а потом просто архив дел вывез и пару десятков человек сдал за раз.
резуны всякие и другие мрази
МОСКВА, 16 мар — РИА Новости. Верховный главнокомандующий президент России Владимир Путин отдал указание с 8.00 мск понедельник привести в полную боевую готовность Северный флот и отдельные соединения Западного военного округа и Воздушно-десантных войск в рамках их внезапной проверки.
Об этом сообщил министр обороны Сергей Шойгу в Национальном центре управления обороной в Москве.
К внезапной проверке боеготовности привлечены 38 тысяч военнослужащих, 3,36 тысячи единиц военной техники, 41 корабль, 15 подлодок, 110 самолетов и вертолетов, уточнил Шойгу.
Одновременно главнокомандующим видами вооруженных сил, командующим родами войск, начальникам главных и центральных управлений Минобороны были вручены пакеты с директивными указаниями.