Не менее трагически начиналась и сама история МИР-а.
Он должен быть запущен позже. Но Горбачев приказал запуск осуществить к 26 съезду партии.
Станцию готовили к пуску в спешке - она даже не прошла КИС - контрольно-измерительный стенд - спешили к съезду. Это единственный запуск аппарата в нашей космонавтике без прохождения КИС...
Запуск был назначен на 16 февраля. Однако за несколько секунд до старта связь со станцией была утеряна. Старт был прерван главным конструктором Ю.П. Семеновым. Запустить станацию удалось 20 февраля.
В это время летала "Салют-7" - в принципе она заканчивала свое существование. Но не хватало кораблей для запусков на нее - из-за израсходованных кораблей на неудачные стыковки и аварийные полеты и взрыва ракеты-носителя с экипажем на старте в 1983 году. На станции оставалось ценное военное оборудование. В то время мы были напуганы возможностью ее демонтажа американскими шаттлами - бросать на орбите не решились. Поэтому была предлжена фантастическая на то время схема: запуск экипажа на МИР. Перелет на Салют-7 и демонтаж оборудования. Возвращение на МИР.
Эта задача и была поручена экипажу "Союз-Т-15".
Экспедиция доставила Кизима и Соловьева 13 марта 86 года на станцию МИР. Для подготовки к перелету на "Салют-7" (он находился в 4 тысячах км от МИР-а на более низкой орбите), Маяки перенесли в "Союз" личные вещи. 4 мая МИР был опущен (~10 км), чтобы ускорить переход на «Салют-7» и сохранить ограниченные запасы топлива на "Союзе Т-15". "Союз" отделился от МИР-а, когда "Салют-7" был в 2500 км. Перелёт занял 29 часов. 5 - 6 мая космонавты перешли на "Салют-7". Помимо демонтажа оборудования они выполнили два выхода в открытый космос, собрали результаты экспериментов, исследовательские приборы и образцы материалов. После завершения работ по программе Маяки законсервировали «Салют-7» и подготовили ее к затоплению. Космонавты возвратились на борт МИР-а 25 - 26 июня. 24 - 25 июня МИР произвёл два манёвра: немного поднял свою орбиту и подлетел ближе к "Салюту-7". 25 июня "Союз Т-15" отстыковался от "Салюта-7" и начал 29 часовой перелёт к МИР-у.
Болезнь Васютина — космонавта из предыдущего экипажа "Салюта-7" — привела к приостановке работ на орбитальной станции. В особенности трудно Чегетам было выполнить выходы в открытый космос, важные и для программы МИР. Поэтому 28 и 31 мая экипаж "Союза Т-15" выходил в открытый космос, где провел эксперимент по разворачиванию трансформируемой фермы "Маяк", и эксперименты по сварке. Первый выход длился 3 часа 50 минут, второй 5 часов.
Маяки перенесли 20 демонтированных приборов общей массой ~400 кг с «Салюта-7» на «Мир». Между 19 и 22 августа "Космос-1686" (Челомеевский транспортный космический корабль (ТКС) массой около 20 тонн) поднял «Салют-7» на рекордно высокую орбиту средней высотой до 450 км, для предотвращения преждевременного входа станции в атмосферу. К сожалению, из-за высокой солнечной активности в 1990 году плотность верхней атмосферы увеличилась, и станция стала неконтролируемо снижаться, упав в малонаселенных районах на границе Чили и Аргентины.
Предполагалось стыковать "Союз Т-15" с передним портом станции МИР, оставив кормовой для грузового корабля. Однако корабли серии "Союз Т" оборудованы системой сближения "Игла", а передний порт МИР-а был оборудован системой "Курс". Поэтому "Союз Т-15" приблизился к станции сзади. В 20 км они начали стыковку по "Игле" в кормовой части. В 200 метрах "Игла" была отключена, и Маяки вручную отманеврировали к переднему порту и пристыковались, используя тот же лазерный искатель, что применялся "Союзом Т-13" для стыковки с "Салютом-7" в 1985.
На сегодня это единственный в мире межорбитальный перелет с одной станции на другую.
Так начинался МИР.
МИР является орбитальной космической пилотируемой станцией 3-го поколения. Они отличаются наличием базового блока ББ с шестью стыковочными узлами, что давало возможность создания на орбите целого космического комплекса. Станция МИР имеет ряд принципиальных особенностей, характеризующих новое поколение орбитальных пилотируемых комплексов. Главным из них следует назвать реализованный в ней принцип модульности. Это относится не только ко всему комплексу в целом, но и к отдельным его частям и бортовым системам. Головным разработчиком МИР-а является РКК "Энергия" им. С.П. Королева, разработчик и изготовитель базового блока и модулей станции - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. За годы эксплуатации в состав комплекса дополнительно к базовому блоку введены пять крупных модулей и специальный стыковочный отсек с усовершенствованными стыковочными агрегатами андрогинного типа.
[list=1:358h5i45]
[*:358h5i45]Антенна системы сближения[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Бортовой огонь красный[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Антенна командной радиолинии[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Левая панель солнечной батареи[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Стыковочная мишень[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Поручни[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Иллюминатор[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Осевой стыковочный агрегат[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Гнездо манипулятора[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Боковой стыковочный агрегат[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Антенна системы сближения[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Переходный отсек[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Рабочий отсек[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Агрегатный отсек[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Бортовой огонь зеленый[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Правая панель солнечной батареи[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Антенна системы сближения[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Остронаправленная антенна связи[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Маршевые двигатели[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Стыковочная мишень[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Осевой стыковочный агрегат[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Переходная камера[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Оптический датчик[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Двигатели ориентации[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Антенны радиосвязи[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Поручни[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Иллюминатор[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Оптический прибор ориентации[/*:m:358h5i45]
[*:358h5i45]Антенна радиотелеметрии[/*:m:358h5i45][/list:o:358h5i45]
Базовый блок
На смену еще летавшей ОКС "Салют-7" был выведен на орбиту ракетой-носителем "Протон" ББ десятой ОКС МИР (ДОС-7) 20 февраля 1986 г. Этот "фундамент" станции по габаритам и облику подобен орбитальным станциям серии "Салют". Основу составляет герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. Комфорт для экипажа обеспечивается двумя индивидуальными каютами и общей кают-компанией с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи. Рядом размещены беговая дорожка и велоэргометр. В стенку корпуса вмонтирована портативная шлюзовая камера. На наружной поверхности рабочего отсека размещены 2 поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета. Перед рабочим отсеком - герметичный переходный отсек, способный служить шлюзом для выхода в открытый космос. Он имеет пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями. За рабочим отсеком - негерметичный агрегатный отсек. В нем - двигательная установка с топливными баками. Посередине отсека - герметичная переходная камера, оканчивающаяся стыковочным узлом, к которому в ходе полета был подсоединен модуль "Квант". Снаружи агрегатного отсека на поворотной штанге установлена остронаправленная антенна, обеспечивающая связь через спутник-ретранслятор, находящийся на геостационарной орбите.
Модуль КВАНТ
2-й модуль (астрофизический, КВАНТ) был выведен на орбиту в апреле 1987 г. Его пристыковали 9 апреля 1987 г. Конструктивно модуль представляет собой единый гермоотсек с двумя люками, один из которых является рабочим портом для приема транспортных кораблей. Вокруг него расположен комплекс астрофизических приборов, преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских источников. На наружной поверхности космонавтами смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей, а также рабочая площадка, на которой ведется монтаж крупногабаритных ферм. На конце одной из них размещена выносная двигательная установка (ВДУ).
Модуль КВАНТ-2
3-й модуль (дооснащения) был выведен на орбиту РН "Протон" 26 ноября 1989 г. и пристыкован 6 декабря 1989 г. Этот блок называют также модулем дооснащения, в нем сосредоточено значительное количество оборудования, необходимого для систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта ее обитателям. Шлюзовой отсек используется как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.
Модуль КРИСТАЛЛ
4-й модуль (стыковочно-технологический) был выведен орбиту РН "Протон" и пристыкован к ОС МИР 10 июня (июля) 1990 г. В модуле размещено преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости (микрогравитации). Кроме того, установлены два узла андрогинно-периферийного типа, один их которых соединен со стыковочным отсеком, а другой - свободен. На наружной поверхности - две поворотные солнечные многоразовые батареи (обе будут перенесены на модуль КВАНТ).
Модуль СПЕКТР
5-й модуль (геофизический) был пристыкован 1 июня 1995 г. Аппаратура модуля позволяет вести экологический мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования и др. Для вынесения экспериментальных образцов на наружную поверхность запланирована установка копирующего манипулятора "Пеликан", работающего совместно со шлюзовой камерой. На поверхности модуля установлены 4 поворотные солнечные батареи.
Стыковочный модуль
6-й модуль (стыковочный) был пристыкован 15 ноября 1995 г. Этот сравнительно небольшой модуль создан специально для стыковки корабля "Атлантис", и доставлен на "Мир" американским "Спейс шаттлом".
Модуль ПРИРОДА
7-й модуль (научный) был выведен на орбиту 23 апреля 1996 г. и пристыкован 26 апреля 1996 г. В этом блоке сконцентрированы приборы высокоточного наблюдения за земной поверхностью в различных диапазонах спектра. В состав модуля включено также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека в длительном космическом полете.