Vister
Значит, "высосанные из пальца проблемы"... Это Черток выдумал проблему... Однако! А вот цитируемый Вами автор так не считает, а сожалеет:
Как обстояли дела в США? Начальник отдела испытаний проекта "Сатурн-5" - "Аполлон" К. Мюллер смог доказать, что для успешного решения задачи существует только один путь: полная наземная отработка всей системы во всех возможных штатных и нештатных ситуациях. Он костьми лег за то, чтобы 2/3 отпущенных на проект средств вложить в создание стендов для отработки и добился положительного результата: фактически все пуски "Сатурна-5" оказались успешными.
У нас такого человека, к сожалению, не нашлось.
Конечно высосанные из пальца проблемы. А была возможность создать такую испытательную базу? Ну вот и исходите из этого. Не было ни достаточного финансирования, ни условий, благодаря некоторым, похожим на вас. "У нас такого человека, к сожалению, не нашлось" - это вы наверно о Глушко, Устинове?
И как отработать на стендах всю конструкцию в реальных условиях? Значит не все на стендах отрабатывается? Значит вы лукавите.
Vister
Вы показали? Какая самооценка! Из цитат следует, что причины первых двух аварий можно было установить, испытав каждый двигатель, до старта. Выявленные причины аварий не были обусловлены чисто конструктивными недостатками, а, в большей степени - дефектами конкретных экземпляров двигателей. Ведь контрольные экземпляры из партии отработали успешно. Не было бы второй катастрофы - не случилось бы задержки на два года третьих лётных испытаний. Наличие стенда для комплексных испытаний двигателей и систем в составе первой ступени, позволило бы предотвратить и третью, и четвёртую аварии.
Нормальная самооценка. Скорее у вас неадекватная решаемой ситуации. Поэтому вас и задевает.
Первый пуск советской ракеты Н-1 назначили на 20 февраля 1969 г. Затем перенесли на сутки из-за плохой погоды. Команду на зажигание подали 21 февраля в 12 ч 17 мин 55 с по московскому времени. Вдруг по ложной команде система КОРД выключила исправные ЖРД № 12 и 24 блока "А". Ракета сошла со стартового стола в 12 ч 18 мин 07 с при 28 работающих двигателях из 30.
На 6-й секунде полета из-за повышенной вибрации газогенератора ЖРД № 12 оборвалась трубка датчика замера давления газа после турбины, на 28-й, после начала дросселирования тяги для уменьшения нагрузок при прохождении максимального скоростного напора, оборвалась трубка замера давления горючего перед газогенератором того же ЖРД. "Кислый" газ с температурой 340°С смешался с горючим, образовав пожароопасную смесь. Ее облако все увеличивалось. На 55-й секунде в хвостовом отсеке блока "А" вспыхнул пожар. Об этом свидетельствовало резкое возрастание температуры в районе ЖРД №№ 3, 21, 24, 23, 22. На 69-й секунде бушевавшее пламя пережгло изоляцию кабелей, вызвав срабатывание системы КОРД из-за замыкания цепей телеметрии и системы управления двигателей. Все ЖРД блока "А" были отключены.
Горящая ракета летела под небольшим углом к горизонту. Она не взорвалась, не рассыпалась в воздухе на обломки. Плавно снижаясь, упала в 50 км от старта.
Предположительно, причиной возгорания мог быть прорыв внутри отсека горячих газов, истекающих из сопел ЖРД, через отверстия шпилечного хода в донной теплозащите блока "А", по которым ракета сходит со стартового стола. Отверстия следовало изнутри заглушивать колпачками, но некоторых на месте не оказалось.
Однако принципиальная работоспособность связки из 30 ЖРД блока "А", системы их управления и отключения в полете была успешно подтверждена. Вину за аварию возложили на двигателистов, посчитав основной ее причиной недостаточную отработку ЖРД из-за отсутствия вибростенда для испытаний.
Отключение по ложной команде КОРДом исправных ЖРД № 12 и 24 не является "дефектами конкретных экземпляров двигателей"
Если бы КОРД вовремя отключил ЖРД № 12 из-за аварии, то и полетное задание было выполнено.
Кроме того, здесь выявлена необходимость в дополнительной защите или расположению кабельных сетей КОРД.
Значит и есть возможность решения проблем иным вашему мнению путем.
Второй старт Н-1 (экземпляр 5л) состоялся 3 июля 1969г. в 23 ч 18 мин 32 с по московскому времени. За четверть секунды до отрыва от стартового стола из-за попадания в насос окислителя металлического предмета (предположительно - стальной диафрагмы датчика пульсаций давления) взорвался ЖРД № 8 блока "А". Пер*било бортовую кабельную сеть, повредило соседние двигатели и телеметрическое оборудование. Начала разрушаться нижняя часть ступени. Через 0,5 с после команды "контакт подъема" система КОРД начала выключать ЖРД №№ 7,8, 19 и 20; на девятой секунде - двигатель № 21 (противоположный ЖРД № 9). Еще через пару секунд были отключены все двигатели, кроме ЖРД № 18, который продолжал работать.Не успев из-за разрушения силовой кабельной сети отработать команду разворота на курс, ракета, поднимавшаяся практически вертикально, достигла высоты около 200 м, затем также вертикально стала падать на стартовый стол. На 15-й секунде полета сработала система аварийного спасения спускаемого аппарата беспилотного корабля 7К-Л 1С, входившего в состав головного блока ракеты. Единственный работающий ЖРД постепенно разворачивал носитель вокруг оси, и после 23-секундного "полета" ракета почти плашмя упала на старт и взорвалась.
Из-за повреждения стартового комплекса и замедления темпов работ подготовка третьего летного испытания затянулась на два года.
Опять бортовая кабельная сеть. Вы, наверно, не различаете примененный жирный шрифт. Кроме того, если бы КОРД в аварийной ситуации отвел ракету от стартового стола, то и не было таких катастрофических последствий. Опять вы неправы.
А если бы потом происходила отработка экземпляров Н-11 и Н-111, согласно предложениям Королева?
Из-за повреждения стартового комплекса и замедления темпов работ подготовка третьего летного испытания затянулась на два года. Только в воскресенье 27 июня 1971 г. ракета 6л стартовала в 2 ч 15 мин 7 с по московскому времени со второго, недавно построенного, стартового сооружения площадки 110 космодрома Байконур. Все двигатели работали устойчиво. С момента отрыва телеметрия зафиксировала ненормальную работу системы управления по крену: уже к 8-й секунде полета на высоте около 250 м рулевые сопла встали на упоры, так и не сумев парировать возмущение по крену, которое все время увеличивалось и к 15-й секунде достигло 14 град. Скорость и угол поворота постоянно возрастали.
Начиная с 39-й секунды система управления была не в состоянии стабилизировать носитель по осям. На 48-й секунде из-за выхода на закритические углы атаки началось разрушение РН в области стыка блока "В" и головного обтекателя. Головной блок отделился от ракеты и, разрушаясь, упал невдалеке от старта. "Обезглавленный" носитель продолжал неуправляемый полет. На 51-й секунде, когда угол поворота по крену достиг 200 град., по команде от концевых контактов гироплатформы выключились все двигатели блока "А". Продолжая разрушаться в воздухе, ракета летела еще некоторое время и упала в 20 км от старта, оставив на земле воронку диаметром 30 м и глубиной 15 м. Обломки носителя 6л рассеялись по территории в несколько квадратных километров.
Несмотря на то, что основное слабое место Н-1 - ДУ блока "А" - в этом случае себя никак не проявила, авария показала необходимость существенной модификации ракеты еще до поступления новой партии носителей. 7л, подготавливаемая к пуску, значительно отличалась от предшественниц. Были улучшены ее аэродинамические характеристики путем уменьшения площади днища блока "А" и введения заостренных таргротов обтекателей трубопроводов вместо закругленных. Управление полетом осуществляла новая система с гиростабилзированной платформой. Для улучшения управляемости по каналу крена на первой и второй ступенях этого экземпляра вместо выхлопных сопел были установлены рулевые ЖРД. "Кислый" газ после турбин и керосин после насосов отбирались от основных ЖРД и шли в камеру сгорания рулевых двигателей по "гибким шлангам" трубопроводам высокого давления типа сильфонов, и коллекторам.
Ну и причем здесь " наличие стенда для комплексных испытаний двигателей и систем в составе первой ступени" по вашему мнению, когда решение, выделенное жирным шрифтом, в совершенно другом?
И вот, 23 ноября 1972 г., через 17 месяцев после неудачной третьей попытки состоялась очередная. Экземпляр 7л стартовал с позиции №2 в 9 ч 11 мин 52 с по московскому времени. Для сторонних наблюдателей вплоть до 107-й секунды полет проходил успешно. Двигатели работали устойчиво, все параметры ракеты были в пределах нормы. Но некоторые причины для беспокойства появились на 104-й секунде. Им даже не успели придать значение: через 3 с в хвостовом отсеке блока "А" сильный взрыв разметал всю периферийную двигательную установку и уничтожил нижнюю часть сферического бака окислителя. Ракета взорвалась и рассыпалась в воздухе на куски.
Здесь если КОРД принял решение досрочного отделения ступени А и продолжения полета, то снова было бы выполнена программа полета. Снова вы не совсем правы.
Кроме того, согласно мнению ОКБ Кузнецова, здесь причина:
По утверждению главного конструктора Куйбышевского (Самарского) научно-производственного предприятия (НПП) " Труд" В.Орлова, авария произошла из-за разрушения трубопровода диаметром 250 мм, подающего кислород к ЖРД №4, вследствие гидравлического удара, вызванного "пушечным" отключением ЦДУ: 6 центральных двигателей Н-1, согласно циклограмме запуска, через 80 - 90 с после старта отключаются для уменьшения перегрузок при выведении и экономии топлива.
То есть не в дефекте двигателя, а в алгоритмах работы.
Vister
Третья и четвёртая аварии показали, что стендовых испытаний отдельных двигателей мало. Нужен ещё и стенд для испытаний в составе ступени. А его как не было, так он и не появился. Риски оставались большими. Пятая подряд неудача больно ударила бы по имиджу страны, заявившей о выборе курса на исследование Луны исключительно автоматическими аппаратами. А удача не давала бы ни-че-го. Кроме, как высадка на Луну, задач для носителя не наблюдалось. Вот такая вот, беспощадная логика.
Ну и как вы представляете "стенд для испытаний в составе ступени"? Наверно это испытательный запуск ракеты? Ну вот и подходим к вашим оправданиям снова. А причина - игнорирование предложений Королева о порядке отработки Н-1.
Vister
Ну, про ответственность - это не Вам судить. Как в силу способностей и авторитета, так и потому, что "задним умом - всяк силён". А предложения кого бы то ни было, сделанные в 1962 г, к 70-м давно потеряли актуальность. Зачем отрабатывать Н-II, если уже есть "Протон"? А для применения её в составе Н-1, всё равно, нужно создавать стенд для первой ступени. Вот, если бы, С.П. начал с испытательной базы...
Мне. Вы не смогли успешно ввести в эксплуатацию ракету, подобную Н-1 и совершить полеты к Луне. "Горе побежденным" (с)
Так что все эти ваши предложения к реальности ничего общего не имеют. "Жалкий лепет оправданий" (с)
Мне жалко вас.