kv739
Конечно высосанные из пальца проблемы. А была возможность создать такую испытательную базу? Ну вот и исходите из этого. Не было ни достаточного финансирования, ни условий, благодаря некоторым, похожим на вас. "У нас такого человека, к сожалению, не нашлось" - это вы наверно о Глушко, Устинове?
Это не я, это Афанасьев И.Б. - автор статьи, ныне - редактор "Новости космонавтики", в прошлом - работник авиакосмической отрасли, выпускник Бауманки. Естественно, он не отсебятину несёт, а опирается на мнение ведущих специалистов отрасли - Чертока, Губанова, Мозжорина. И говорит он, прежде всего, о Королёве и Глушко. Касаемо непосредственно Н-1, ответственность полностью лежит на Королёве. Устинов мог "пробить" решение о приоритетном создании экспериментальной базы, но для этого его надо было убедить. С.П. даже не предпринимал таких попыток, целиком опираясь на свой опыт "проб и ошибок". До определённого момента его метод играл прогрессивную роль. Только здоровый авантюризм позволил быть первыми в космосе. Однако, Н-1 была куда сложнее, с точки зрения отработки и доводки. Абсолютно всё создавалось впервые и в невиданных доселе масштабах. Без полноценной исследовательской и экспериментальной базы мы получили то, что получили. Противоположные примеры - "Сатурн V" и "Энергия". Ну а разговоры о "возможности создания такой испытательной базы" - детский лепет. Отсутствие достаточного финансирования - не повод попусту тратить имеющееся.
Стенд в Хантсвилле. 30 $ млн. Пять построенных Н-1, сотни НК-15, загубленные стартовые сооружения, годы потерянного времени - обошлись дешевле?
Поступили, как в старом советском анекдоте:
- Товарищ политрук, патроны кончились!
- Огонь, Сидоров, ты же комсомолец!
И снова застрочил пулемёт...kv739
И как отработать на стендах всю конструкцию в реальных условиях? Значит не все на стендах отрабатывается? Значит вы лукавите.
Отрабатывается всё. Лётные испытания нужны только для
подтверждения правильности принятых решений и заявленных характеристик. Безусловно, могут быть выявлены и некоторые проблемы. Но - не фатальные. Это - нормальный подход. Не хотите по-нормальному? Пожалуйста - делайте через жопу. Только результат будет соответствующий.
kv739
Нормальная самооценка. Скорее у вас неадекватная решаемой ситуации. Поэтому вас и задевает.
Меня ничего не задевает. Четыре тезиса Старого мне давно известны. Я не рассчитываю открыть что-то новое...
kv739
Отключение по ложной команде КОРДом исправных ЖРД № 12 и 24 не является "дефектами конкретных экземпляров двигателей"
Старинная русская забава - найди стрелочника. Не человека - так систему... Нет никакой уверенности, что команда была ложной. КОРД отрабатывался на стендовых испытаниях. Никаких ложных отключений. А здесь - нате... ЖРД № 12 вполне мог дать отклонение от режима настолько быстротечное, что система среагировала быстрее, чем показала телеметрия. Ну, а если ложное, то это опять же, могло быть выявлено в ходе испытаний в составе ступени.
kv739
Если бы КОРД вовремя отключил ЖРД № 12 из-за аварии, то и полетное задание было выполнено.
Вы читаете то, что пишете?
система КОРД выключила исправные ЖРД № 12 и 24
На 6-й секунде полета из-за повышенной вибрации газогенератора ЖРД № 12 оборвалась трубка датчика замера давления газа после турбины...
Трубки оборвались на уже выключенном двигателе. Ну и то, что
Отверстия следовало изнутри заглушивать колпачками
, безусловно, стало бы ясно на стендовых испытаниях ступени.
kv739
Кроме того, здесь выявлена необходимость в дополнительной защите или расположению кабельных сетей КОРД. Значит и есть возможность решения проблем иным вашему мнению путем.
Да. Только выявлена ценой угробленной ракеты. В то время, как можно было обойтись ступенью. Да и вообще, при наличии стенда - проблемы бы выявились ещё до контрольных испытаний.
kv739
опять бортовая кабельная сеть. Вы, наверно, не различаете примененный жирный шрифт.
Опять кабельная сеть? Воооот беда-то... Я хорошо различаю любой шрифт. А Вы, судя по всему, не обращаете внимания даже на то, что
выделяете.
За четверть секунды до отрыва от стартового стола из-за попадания в насос окислителя металлического предмета (предположительно - стальной диафрагмы датчика пульсаций давления) взорвался ЖРД № 8 блока "А". Перебило бортовую кабельную сеть, повредило соседние двигатели и телеметрическое оборудование.
"Перeбило" - не причина, а
следствие. Целиком и полностью - дефект конкретного двигателя. Как можно оспаривать очевидное?
kv739
Кроме того, если бы КОРД в аварийной ситуации отвел ракету от стартового стола, то и не было таких катастрофических последствий. Опять вы неправы.
Я не прав? В том, что ЖРД № 8 взорвался бы ещё на стенде, а не при реальном запуске? Ну-ну... А по поводу КОРДА - перечитываем:
Не успев из-за разрушения силовой кабельной сети отработать команду разворота на курс, ракета, поднимавшаяся практически вертикально, достигла высоты около 200 м, затем также вертикально стала падать на стартовый стол.
КОРД виноват в том, что ему дефектный движок перeбил кабели? И потом, что он мог сделать до 200м, даже при исправных кабелях?
Еще через пару секунд были отключены все двигатели, кроме ЖРД № 18, который продолжал работать.
Работал
один двигатель из всех. Чудовищный опрокидывающий момент. А на ракету не повлиял. У КОРДА какие-то свехъестественные способности не задокументированы?
kv739
А если бы потом происходила отработка экземпляров Н-11 и Н-111, согласно предложениям Королева?
Отработка и так происходила, в целом, по плану С.П. - сверху вниз. Блоки "Б" и "В" были отработаны в полном сборе на стендах во ВНИИ Химмаш. Стендовых огневых испытаний блока А программа не предусматривала. Испытания штатных НК-15 - так же. Что изменялось?
kv739
Были улучшены ее аэродинамические характеристики путем уменьшения площади днища блока "А" и введения заостренных таргротов обтекателей трубопроводов вместо закругленных. Управление полетом осуществляла новая система с гиростабилзированной платформой. Для улучшения управляемости по каналу крена на первой и второй ступенях этого экземпляра вместо выхлопных сопел были установлены рулевые ЖРД. "Кислый" газ после турбин и керосин после насосов отбирались от основных ЖРД и шли в камеру сгорания рулевых двигателей по "гибким шлангам" трубопроводам высокого давления типа сильфонов, и коллекторам. Ну и причем здесь " наличие стенда для комплексных испытаний двигателей и систем в составе первой ступени" по вашему мнению, когда решение, выделенное жирным шрифтом, в совершенно другом?
Ну я, вообще-то, не только о наличии этого стенда, но и о принципиальном подходе к программе испытаний. В пуске №3 (изделие №6Л) был обнаружен неучтенный при расчетах газодинамический момент. Уже после аварии провели специальные эксперименты на масштабных моделях 1:150, 1:50, 1:10 в газодинамической трубе, а также на специально созданной установке БМР-3 со струйной моделью. По результатам и изменили гаргроты и ввели управляющие ЖРД. Только, почему
после? Но, здесь есть ещё вопросы. И в первом, и во втором неудачных запусках, после 8-й секунды, управляющие сопла вполне справлялись с ""неучтённым газодинамическим моментом" и на упоры не вставали. Значит, дело опять в конкретном экземпляре ступени.
kv739
Здесь если КОРД принял решение досрочного отделения ступени А и продолжения полета, то снова было бы ыполнена программа полета. Снова вы не совсем правы.
Аааа... Оказывается, решения принимал КОРД... А я-то, по наивности, считал, что решения принимали конструктора. Я думал, что это они не заложили алгоритм, по которому, за три секунды, КОРД должен был определить катастрофичность штатно протекающих процессов...
kv739
Кроме того, согласно мнению ОКБ Кузнецова, здесь причина:
По утверждению главного конструктора Куйбышевского (Самарского) научно-производственного предприятия (НПП) " Труд" В.Орлова, авария произошла из-за разрушения трубопровода диаметром 250 мм, подающего кислород к ЖРД №4, вследствие гидравлического удара, вызванного "пушечным" отключением ЦДУ: 6 центральных двигателей Н-1, согласно циклограмме запуска, через 80 - 90 с после старта отключаются для уменьшения перегрузок при выведении и экономии топлива.
То есть не в дефекте двигателя, а в алгоритмах работы.
Конечно. И этот неправильный алгоритм, однозначно, проявил бы себя при испытании ступени на стенде.
kv739
Ну и как вы представляете "стенд для испытаний в составе ступени"? Наверно это испытательный запуск ракеты?
Я фотку стенда для S-IC привёл выше.
kv739
Vister
Ну, про ответственность - это не Вам судить.
Мне.
Неее... "Судилка" не выросла. Вам можно только смешно лепетать на одном региональном форуме, где Вас прочитают несколько десятков человек. Да и то, учитывая Вашу неспособность оценивать научно-популярное изложение событий и явную предвзятость, большинство - только посмеются...
kv739
Вы не смогли успешно ввести в эксплуатацию ракету, подобную Н-1 и совершить полеты к Луне. "Горе побежденным" (с)
Ну кто "Вы"? Те, кто считают наличие адекватной испытательной базы необходимым условием успешности проекта? Так тут Вы ошибаетесь. Эти люди совершили полёты к Луне, запустили, с первой попытки "Шаттл" и "Энергию"...
kv739
Так что все эти ваши предложения к реальности ничего общего не имеют. "Жалкий лепет оправданий" (с)Мне жалко вас.
А мне вас не жалко. Ни Вас, ни
Aist, ни
viewer740, ни
VIST57, ни других, вам подобных. Пожалеть можно человека, не имеющего возможность получить знания. Но, воинствующее невежество - НЕТ!